№ 3 (2022): Архитектура, строительство, транспорт

№ 3 (2022): Архитектура, строительство, транспорт
Опубликован: 12.10.2022

Весь выпуск

Статьи

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ЭКОРЕКОНСТРУКЦИЯ РАЙОНА НИЖНИЙ ПОСАД, Г. ВОЛОГДА. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

А. Е. Радивилова, Д. М. Астанин

В последние десятилетия актуальной темой градостроительной деятельности является реконструкция сложившейся городской застройки, улучшение качества существующей среды для повышения ряда социальных, градостроительных и экономических показателей. Внимание к данной теме обусловлено низким качеством городской среды, потенциальной аварийностью жилья, высокими эксплуатационными затратами на его содержание, накопленным недоремонтом.

6-18
69 29

МАЛОЭТАЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ОБЗОР ПРАКТИК

М. А. Пахомова, А. Б. Храмцов

Рассмотрены технологии малоэтажного строительства в России и других странах мира: каркасное и бескаркасное, панельное, объемно-блочное домостроение и другие. Дана характеристика конструктивным схемам зданий. Исследованы строительные материалы, применяемые в процессе возведения малоэтажных зданий для обеспечения комфортности проживания, защиты экологии окружающей среды и повышения энергоэффективности. Указаны преимущества и недостатки малоэтажной застройки. Представлен обзор малоэтажных строений из зарубежной и отечественной практики.

20-31
108 54

О РАСЧЕТАХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА УСТОЙЧИВОСТЬ К ПРОГРЕССИРУЮЩЕМУ ОБРУШЕНИЮ

Н. С. Быстров, И. Г. Овчинников

Рассматривается вопрос расчета зданий и сооружений на устойчивость к прогрессирующему обрушению. Приведен перечень нормативной литературы, которую необходимо использовать при проведении расчетов. Представлена классификация зданий и сооружений по степени ответственности, на основании которой произведен анализ требований к расчету в зависимости от соответствующего уровня. Обозначены задачи, которые проектировщик должен решить перед началом расчета на прогрессирующее обрушение. Представлены этапы расчета зданий и сооружений на прогрессирующее обрушение в квазистатической постановке, на основе данных этапов получен последовательный алгоритм действий, позволяющий выполнить расчет на устойчивость к прогрессирующему обрушению. С учетом проведенного исследования уточнено понятие «устойчивость к прогрессирующему обрушению». Сформирован вывод о требованиях, которые должны быть выполнены, чтобы в заключение расчетного обоснования можно было сказать о том, что устойчивость к прогрессирующему обрушению обеспечена. 

32-38
88 36

РАЗРАБОТКА КОРРЕЛЯЦИОННЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СПРОСА ОТ ПЛОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА УЛИЦАХ С НЕРЕГУЛЯРНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Т. Г. Бабич, А. А. Тестешев

В статье рассмотрены основные пути решения проблемы, связанной с ограниченным количеством информации о параметрах транспортных потоков на улично-дорожной сети на стадии разработки проектной документации на улицы с нерегулярным транспортным спросом. Поставлена задача интерпретировать данные, полученные посредством удаленного мониторинга, в уравнения нахождения интенсивности на улицах с нерегулярным режимом движения. При проведении экспериментов был получен репрезентативный объем статистических данных, по результатам которых разработаны графические модели зависимости интенсивности движения от плотности населения. Математическое описание графических данных было представлено в виде частных уравнений, которые учитывали дифференциальное влияние значимых факторов в районах различного функционального назначения. Целесообразность использования разработанных функций определяется возможностью нахождения искомых характеристик с минимальными ресурсными затратами. Предложена формализованная модель многофакторной зависимости, которая на основе синтеза частных уравнений учитывает все отобранные параметры. Сформирован вывод о дальнейших направлениях исследования, а именно: о возможности проверки уравнений на населенных пунктах ближнего и дальнего зарубежья и расчете экономической оценки взамен существующих методик.

39-45
70 27

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СНЕГОЗАЩИТНЫХ СИСТЕМ

С. А. Филимонов, К. Ю. Литвинцев, А. А. Дектерев, А. В. Минаков, В. Д. Мешкова, Р. А. Шарафутдинов, Ю. Н. Захаринский

В статье рассматривается применение методов численного моделирования процессов переноса снеговетрового потока для определения мест расположения снегозащитных устройств. Численный алгоритм также включает в себя компьютерную обработку метеоданных и цифровую модель рельефа. На основании рассматриваемого подхода был выполнен анализ расстановки снегозадерживающих заборов вдоль участка дороги, заносимого снегом.

46-55
61 42

ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ВВЕДЕНИИ ПЛАТЫ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОМОБИЛЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТЬЮ

Д. А. Захаров, П. В. Евтин

В статье рассматриваются вопросы изменения городской мобильности населения в случае введения платы с владельцев автомобилей за движение по городским автомобильным дорогам. Разработана математическая модель влияния стоимости проезда по 1 км автодороги на количество и долю передвижений по видам транспорта и способам передвижения. Проведен анализ изменения структуры подвижности населения и рассчитанных с применением имитационной макромодели города Тюмени в программе PTV VISUM параметров дорожного движения для утреннего времени суток. При введении платы за проезд по улично-дорожной сети города с тарифом 30 руб. за 1 км доля передвижений на легковых автомобилях снижается с 40 до 16 %.

56-64
63 29

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН

В. В. Конев, Н. Н. Карнаухов, Ш. М. Мерданов, Е. В. Половников

В статье рассмотрены вопросы использования электропривода в конструкциях мобильных строительно-дорожных машин. Несмотря на то, что электропривод в машиностроении используется уже давно (пролетные, башенные краны, станки), данный вид привода не находит широкого применения на спецтехнике (одноковшовые экскаваторы, бульдозеры, одноковшовые фронтальные погрузчики и т. д.). При этом в последнее время электропривод все большее развитие с научным обоснованием и практическим применением получает в автомобилях. Очевидно, что использование электропривода на строительно-дорожных машинах исследовано недостаточно и поэтому ограничено. На это влияет множество факторов, связанных с особенностями данной техники (она имеет большую массу, изменяемые технологические процессы работы), условиями ее эксплуатации (природно-климатическими, дорожными). Это необходимо учитывать при разработке строительно-дорожных машин с электроприводом для повышения эффективности их использования. Проведен анализ характеристик машин с электроприводом и определены функциональные зависимости, на основе чего сделаны основные выводы. 

65-73
62 38

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СРЕДЫ ОБЩИХ ДАННЫХ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СТРОИТЕЛЬНОГО ОБЪЕКТА В ОБЛАЧНОМ СЕРВИСЕ

М. А. Гвоздицкий, Ю. В. Огороднова, Д. С. Лейтес

Строительная отрасль России готовится к переходу на технологии информационного моделирования, о чем свидетельствует ряд предпринимаемых на федеральном уровне шагов. В данной статье рассмотрены ключевые понятия цифровой трансформации (информационная модель и среда общих данных), выявлена важность и необходимость использования среды общих данных для участников проекта капитального строительства, представлен перечень существующих отечественных разработок и подробно описаны принципы построения, сущность и основные преимущества одной из них (Pilot-BIM) на основе изученных литературных источников.

74-81
72 31