ВЛИЯНИЕ ОСТАТОЧНОЙ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ОЧЕРЕДИ НА ПРОЦЕСС ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ НА ГОРОДСКИХ РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ

Авторы

  • Г. Н. Морозов ООО «Дорожный консалтинг»
  • В. В. Морозов Тюменский индустриальный университет https://orcid.org/0000-0001-6840-1247
  • А. А. Фадюшин Тюменский индустриальный университет https://orcid.org/0000-0001-7276-4315
  • Ш. М. Мерданов Тюменский индустриальный университет

DOI:

https://doi.org/10.31660/2782-232X-2024-1-89-97

Аннотация

В работе продолжается изучение методов канализирования поворотных автотранспортных потоков на городских регулируемых пересечениях. Авторы провели математическое моделирование процесса формирования левоповоротной автотранспортной очереди на основе существующих зависимостей, а также показателя «остаточной автотранспортной очереди». В результате изучения рассматриваемых процессов, существующих математических моделей, описывающих формирование автотранспортной очереди на регулируемом пересечении, а также дальнейшего моделирования процесса в зависимости от параметра «остаточной автотранспортной очереди» было выдвинуто предположение о виде математической модели, описывающей процесс. Для подтверждения  предположений проведены исследования на городских регулируемых пересечениях в городах Российской Федерации. На основе пассивного эксперимента установлено, что величина остаточной автотранспортной очереди подчиняется экспоненциальному закону распределения случайной величины. Длина формирующейся на пересечении очереди из автотранспортных средств зависит от показателя остаточной автотранспортной очереди. Зависимость описывается линейной математической моделью. Установлено, что для среднестатистического городского регулируемого пересечения необходимая вместимость поворотно-накопительной полосы составляет 9 и 5 автомобилей при коэффициенте загрузки больше и меньше 1 соответственно. При увеличении остаточной автотранспортной очереди с 5 до 50 автомобилей величина очереди из автотранспортных средств на регулируемом пересечении в левоповоротном направлении увеличивается в 5 раз. Полученные результаты исследования могут применяться для корректирования режимов работы городских регулируемых пересечений, а также для оценки длины поворотно-накопительных полос.

Ключевые слова:

поворотно-накопительная полоса, транспортная очередь, канализирование транспортных потоков, регулируемое пересечение, улично-дорожная сеть

Об авторах:

Г. Н. Морозов, ООО «Дорожный консалтинг»

Канд. техн. наук, главный инженер-проектировщик

В. В. Морозов, Тюменский индустриальный университет

Канд. техн. наук, доцент кафедры транспортных и технологических систем

А. А. Фадюшин, Тюменский индустриальный университет

Канд. техн. наук, ассистент кафедры эксплуатация автомобильного транспорта

Ш. М. Мерданов, Тюменский индустриальный университет

Д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой транспортных и технологических систем

Maneuver of rearrangement of vehicles in the traffic flow due to bypassing the vehicle queue

Загрузки

Опубликован

Для цитирования

ВЛИЯНИЕ ОСТАТОЧНОЙ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ОЧЕРЕДИ НА ПРОЦЕСС ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ НА ГОРОДСКИХ РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ / Г.Н. Морозов, В.В. Морозов, А.А. Фадюшин, Ш.М. Мерданов. – DOI 10.31660/2782-232X-2024-1-89-97 // Архитектура, строительство, транспорт. – 2024. – № 1. – С. 89-97.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)