№ 1 (2021): Архитектура, строительство, транспорт

№ 1 (2021): Архитектура, строительство, транспорт
Опубликован: 11.05.2021

Весь выпуск

Статьи

МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ

А. И. Клименко, О. С. Порошин, А. Н. Федоров, А. Б. Храмцов

Рассмотрен опыт проектирования причальных сооружений в России и других странах. Дана типология причальных сооружений (причалы, пристани, речные вокзалы) и раскрыты их характеристики. На конкретных примерах показаны решения функциональных вопросов эксплуатации и конструирования причальных сооружений. Установлено, что большая часть действующих речных вокзалов в крупных городах России построена в советское время по типовым проектам, без учета местной специфики, что не соответствует современным требованиям. Анализ мирового опыта показал, что такие сооружения можно органично интегрировать в существующий ландшафт, придав им статус объекта многофункционального общественного назначения.

6–19
83 33

СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА ДВУХФАЗНЫХ УПРУГИХ ОСНОВАНИЯХ

Е. Р. Трефилина, И. А. Трефилин

Полученное на базе кинематической модели фундаментальное решение Буссинеска для двухфазного полупространства применено для расчета напряженно-деформированного состояния основания после процесса консолидации. Представлены результаты для двух равномерных нагрузок, распределенных по круглой или прямоугольной площадкам, расстояние между которыми может изменяться. Решение проиллюстрировано графиками, показывающими влияние жидкой фазы на поле напряжений и перемещения твердой фазы.

20–29
50 20

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОПТИМАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПОЗИТНОЙ ПЛАСТИНЫ В УСЛОВИЯХ КОЛЕБАНИЙ

О. Л. Уманская, Н. А. Кривчун

В теории оптимального проектирования рассматриваются задачи, в которых надо определить условия работы конструкций, внутренние свойства их материала, формы и размеры, которые принимают максимальные или
минимальные значения выбранной характеристики конструкции.


В данной работе рассматриваются конструкции, образованные из пространственно-волокнистых композитов. Приводятся три этапа оптимизации. Выбираются целевая функция, управляющая функция и ограничения. Рассматривается несколько вариантов граничных условий. Получено дифференциальное уравнение колебаний ортотропной пластины в перемещениях.

30–36
41 16

ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫЕ БЕТОНЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЛЕКСНЫХ ДОБАВОК И МЕСТНЫХ СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ

Г. А. Зимакова, В. А. Солонина, М. П. Зелиг

В настоящей статье отражены особенности современных бетонов, показаны перспективы развития. Приведены экспериментальные данные по получению бетонов прочностью до 70 МПа, отличающиеся тем, что наряду с добавками химической природы в них применены местные алевропелитовые породы ишимской свиты юга Тюменской области. В статье анализируются физико-механические свойства цемента и бетона и делается вывод, что комплекс модифицирующих компонентов позволяет, не увеличивая расход цемента, обеспечить повышение механических характеристик бетона на 30-40 %.

38–46
45 25

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА РАСХОДУЕМОЙ ВОДЫ РАЗЛИЧНЫМИ ВОДОПОТРЕБИТЕЛЯМИ ЖИЛОГО СЕКТОРА

А. Г. Жулин, А. Х. Аминова, Л. В. Белова

В последние годы в мире водопотребление населения снижается, объясняется это повышением стоимости воды и наличием расходомеров в квартирах. В настоящее время в России фактические расходы на одного жителя ниже установленных нормативных значений. Факторов, влияющих на расход воды, указывается до 15 наименований, таковыми, в частности, являются плотность проживающих в квартире и их положение в обществе.
В представленной работе приведены результаты измерения расходов воды в квартирах с различным числом жителей и разного возраста, отмечаются отклонения от рекомендуемых значений для расчета внутренних водопроводных сетей. По результатам фактических измерений водопотребления для различного числа жителей приведены значения суточных расходов воды за разные периоды наблюдения (день, неделя, месяц, год). Средняя суточная норма расхода воды на 1 жителя в рассматриваемых квартирах составила 74 дм3/сут∙чел.

47–57
54 22

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ВЕДЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

М. А. Мелин, Н. Л. Бреус

Грамотное ведение исполнительной документации обеспечивает успешную реализацию проектов строительства. В статье показана необходимость перевода исполнительной документации в электронный формат, описаны преимущества этого перехода. Проведен анализ некоторых программных продуктов, на основе которых в дальнейшем планируется создание универсальной системы, обладающей лучшими функциональными возможностями имеющихся программ и включающей новые инструменты.

58–63
56 28

КОМПЛЕКС МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ ВОДОЕМОВ С ПЕРЕРАБОТКОЙ ОТЛОЖЕНИЙ

Ш. М. Мерданов, Г. Г. Закирзаков, И. В. Кукарских

В статье рассмотрены главные на сегодняшний день проблемы деградации водоемов (естественного происхождения и вызванные жизнедеятельностью человека). Проведен анализ существующих способов очистки водоемов и подобраны методы по благоустройству их береговой линии. Выработаны предложения по созданию комплекса машин и оборудования для очистки их от загрязнений и попутной переработки отложений, добытых со дна.

64–70
43 22

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ SLIDE OUT В МОБИЛЬНОЙ СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕГКОВОГО АВТОТРАНСПОРТА ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ГАБАРИТНЫХ РАЗМЕРОВ

Д. О. Алекин, Д. М. Вохмин

В работе описаны главные достоинства и недостатки мобильных станций технического обслуживания автомобилей, в том числе малые габариты, и определены пути для их устранения. В качестве одного из решений была предложена и смоделирована система slide out, рассчитаны нагрузки на ее выдвижные части, определены габаритные размеры внутренних площадей до и после применения системы.

71–78
49 15

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ СОСТАВНОГО ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СРЕДСТВА С УПРУГИМИ СЦЕПКАМИ

И. П. Попов

Режим трогания для составного транспортно-технологического средства является наиболее тяжелым. Целью работы является построение математической модели «легкого» трогания составного транспортно-технологического средства с упругими сцепками. Смягчение режима по существу обусловливается заменой одновременного трогания секций на поочередное. Для исключения продольных колебаний составного транспортно-технологического средства после достижения максимального растяжения сцепки следует механически блокировать возможность ее гармонического сжатия.

79–87
43 19