№ 2 (2021): Архитектура, строительство, транспорт

№ 2 (2021): Архитектура, строительство, транспорт
Опубликован: 30.06.2021

Весь выпуск

Статьи

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОЛОРИСТИКИ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ГОРОДОВ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

А. М. Юстус

В статье представлены результаты исследования и анализа общего состояния колористики архитектурных сооружений исторических районов городов юга Тюменской области. Приведены примеры фотофиксации и формализованные цветовые схемы фасадов зданий выбранных районов. Представлена сводная таблица цветов, характерных для исторических центров исследуемых городов. Определены различия в полихромии и возможные варианты развития концепции колористики архитектурной среды исследуемых городов.

6-16
37 27

ЗАДАЧИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗОН

А. А. Аршакян, З. Г. Мамян

В статье затронуты вопросы градостроительных преобразований, необходимость которых обусловлена экономическими реалиями и состоянием объемно-планировочного каркаса города. Территориальный рост городов, начавшийся в 60-х годах прошлого столетия, привел к созданию пригородных районов, в большинстве своем представляющих собой монофункциональные спальные районы с «умеренными» городскими центрами и типовыми зелеными зонами. Современное же общество требует создания новых территорий, где совмещаются многослойные общественные и деловые зоны, жилые единицы, учебно-просветительские учреждения, нуждается в формировании среды, понятной и приемлемой для жителей всех социальных и возрастных групп. Реконструкция территорий в настоящее время осуществляется преимущественно по индивидуальным проектам, разрабатываемым на основе планов развития городских территорий в целом и в строгом соответствии с планами зонирования. Как безболезненно для города организовать этот процесс,какие функции необходимо предусмотреть, как определить все за и против намечаемых изменений – вопросы, с которыми сегодня сталкиваются городские власти, градостроители и застройщики повсеместно, в том числе на всем постсоветском пространстве и в Республике Армении в частности. Для раскрытия темы трансформации функциональных зон приведены примеры из градостроительного опыта США, Германии и Франции.

17-23
36 20

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ ОБУСТРОЙСТВА МОРСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОРРЕЛЯЦИИ ДАННЫХ СЕЙСМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Л. В. Муравьева, И. Г. Овчинников

На морских платформах для регистрации землетрясений устанавливают сейсмодатчики. Для обслуживания работы месторождения строят технологические трубопроводы, обеспечению безопасности которых посвящена данная статья. В ней рассматривается анализ данных о сейсмическом событии на основании корреляции сейсмического воздействия, зарегистрированного на платформе. Так как технологические трубопроводы расположены рядом с платформой, то, используя методы статистического анализа, анализ корреляции данных, зарегистрированных на расстоянии около 200 м, и методы нечеткой логики, можно получить представление о степени влияния землетрясения на окружающие технологические трубопроводы.

24-32
68 23

ИССЛЕДОВАНИЕ СОРБЦИОННОЙ СПОСОБНОСТИ ОТХОДОВ ОБРЕЗКИ ГОРОДСКИХ ДЕРЕВЬЕВ ПО ОТНОШЕНИЮ К РАСТВОРЕННЫМ НЕФТЕПРОДУКТАМ В ВОДНЫХ СРЕДАХ

С. В. Максимова, А. А. Воронов

Рассмотрены основные проблемы, связанные с очисткой поверхностных сточных вод городских территорий. Поставлена задача поиска методов извлечения из водных растворов нефтепродуктов, относящихся к основным загрязнениям поверхностных сточных вод. Использование измельченных отходов от опиловки городских деревьев в качестве сорбента позволяет получить экономичный материал и решить задачу утилизации веток деревьев. Приведено описание эксперимента по определению нефтеемкости и статической обменной емкости опилок клена и тополя. Установлена зависимость степени извлечения нефтепродуктов фитосорбентами от времени контакта. Сформирован вывод о применимости отходов опила городских деревьев в качестве загрузки сорбционных фильтров для очистки поверхностных сточных вод от нефтепродуктов.

33-39
38 16

МЕТОДЫ ДЕЗОДОРАЦИИ СТОЧНЫХ ВОД НА КАНАЛИЗАЦИОННЫХ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЯХ

Е. С. Глущенко, А. А. Кадысева

В статье представлен обзор существующих методов снижения выбросов в атмосферу газообразных веществ с характерными неприятными запахами в процессе очистки сточных вод и обработки осадков на городских очистных сооружениях. Обзор проводился на основе российских и зарубежных исследований в период с 2000 по 2020 год. Рассмотрены преимущества и недостатки основных методов снижения концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе вблизи очистных сооружений.

40-49
41 17

AНАЛИЗ ПРИМЕНИМОСТИ МЕТОДОВ ПОДЗЕМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНСКИХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ

И. С. Довольнов

Объектом сравнительного анализа выступают методы подземного строительства. В статье описаны технологии открытого, полузакрытого, комбинированного и закрытого методов подземного возведения зданий и сооружений. Рассмотрены различные виды крепления котлована, а также способы выемки грунта в зависимости от выбора метода строительства. На основании анализа применимости данных методов составлена сравнительная таблица.
Полученные результаты свидетельствуют о преимуществах полузакрытого метода подземного строительства при возведении гражданских и промышленных зданий.

50-57
42 25

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ BIM-ТЕХНОЛОГИЙ

В. Ю. Гулик

Технология информационного моделирования (Building Information Modeling – BIM) произвела переворот в сфере строительства. В настоящее время уже невозможно представить отрасль без этого принципиально нового подхода к проектированию зданий и работе с документацией. Интеграция процессов проектирования, строительства, согласования и мониторинга посредством BIM – эффективный способ улучшить экономические, экологические и другие ключевые показатели деятельности строительных компаний, а значит, повысить их конкурентные преимущества. Тем не менее, пока рано говорить о повсеместном переходе организаций отрасли на BIM. В данной статье описаны преимущества технологий информационного моделирования и сложности их внедрения в рабочий процесс.

58-63
36 17

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ АВАРИЙНОСТЬ В ТЮМЕНИ: ТРЕНДЫ XXI ВЕКА

А. И. Петров

В статье рассматривается проблематика дорожно-транспортной аварийности в крупном российском городе – Тюмени – в конце XX – начале XXI века. Приведена статистика, характеризующая фактическую безопасность дорожного движения (БДД) в Тюмени в 1998–2020 годах. Представлены модели, подтверждающие на специфических данных города закон Р. Смида о связи автомобилизации и оценочных характеристик БДД: социального риска (human risk – HR) и транспортного риска (transportation risk – TR). Установлено, что тренды формирования HR и TR во времени для транспортной системы Тюмени сегодня соответствуют этапу качественного перехода от третьей к четвертой парадигме БДД. Для лидирующих в сфере обеспечения безопасности населения стран сегодня характерна уже пятая парадигма БДД. Это система взглядов, основанная на представлениях о высочайшей ценности человеческой жизни и необходимости ограничения транспортной мобильности, перевода ее в другое качество. Тюмень, как яркий пример городов, реализующих на практике ценности третьей и четвертой парадигм БДД, пока во всех объективных проявлениях повторяет опыт городов других стран, прошедших этот этап еще 20–30 лет назад.

64-75
39 21

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ КОНАКРИ (ГВИНЕЯ) ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК

М. Курума, А. В. Куликов

Как и другие страны Африки, расположенные к югу от Сахары, Гвинея должна заниматься организацией поставок продуктов питания на различные рынки страны, оптимизируя при этом транспортные расходы и продолжительность перевозок. Для сохранения грузов в хорошем состоянии нужно учитывать следующие факторы: характеристику перевозимых продуктов питания, статистику региональных рынков, классификацию продуктов питания на группы скоропортящихся и нескоропортящихся, перевозимых компанией Africa logistics, – и не забывать при этом анализировать эффективные торговые потоки Гвинеи.

76-89

ПРИМЕНЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕНОСА ТРАНССИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ЗА ГРАНИЦЫ ГОРОДА ТЮМЕНИ

Д. А. Захаров

В статье рассматриваются результаты имитационного моделирования на макроуровне сценария переноса Транссибирской железной дороги за пределы города Тюмени. Приводится анализ изменения рассчитанных в программе PTV VISUM параметров дорожного движения для утреннего времени суток на текущий момент для варианта переноса железной дороги из города. Рассматриваются варианты повышения полноты и точности результатов моделирования данного варианта развития инфраструктуры.

90-97
42 17