Архитектура, строительство, транспорт

Научно-информационный журнал «Архитектура, строительство, транспорт» посвящен рассмотрению широкого круга вопросов теоретического и практического характера, направленных на решение проблем в области архитектуры, строительства и транспорта. Его основной целью является создание доступного информационно-коммуникационного пространства для обсуждения новых знаний и подходов, осмысления давно существующих и анализа и объяснения лишь недавно выявленных феноменов, внедрения научных и технических достижений в практику.

Задачами журнала являются: предоставление ученым возможности публиковать результаты своих исследований, привлечение внимания к актуальным и перспективным научным разработкам, а также освещение передового опыта и реальных достижений в заглавных областях знаний.

Целевая аудитория - широкий международный круг русско- и англоязычных читателей. Читатели из разных стран имеют возможность:

  • - находить статью по ее англоязычным элементам;
  • - читать основной текст статьи на родном языке, используя возможности машинного перевода.

Журнал "Архитектура, строительство транспорт" входит в Перечень журналов ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, включен в российский проект РИНЦ, индексируется в международной базе ROAD Directory of Open Access Scholarly Resources

Научные статьи публикуются в журнале бесплатно.

Доступ ко всем статьям открытый. Статьи издания распространяются под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Тематические разделы

  • Архитектура
  • Строительство
  • Транспорт
  • Машиностроение
  • Вектор науки

Содержание разделов журнала соответствует отраслям науки и группам специальностей научных работников Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени (Перечень журналов ВАК России).

  • 2.1.1 Строительные конструкции, здания и сооружения
  • 2.1.2 Основания и фундаменты, подземные сооружения
  • 2.1.3 Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение
  • 2.1.4 Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов
  • 2.1.5 Строительные материалы и изделия
  • 2.1.8 Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
  • 2.1.9 Строительная механика
  • 2.1.11 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
  • 2.1.12 Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности
  • 2.5.5 Технология и оборудование механической и физико-технической обработки
  • 2.5.6 Технология машиностроения
  • 2.5.11 Наземные транспортно-технологические средства и комплексы
  • 2.5.21 Машины, агрегаты и технологические процессы
  • 2.6.17 Материаловедение
  • 2.9.5 Эксплуатация автомобильного транспорта
  •  

     Информационный раздел «Люди, события, факты»

    В этом разделе освещаются вопросы архитектуры, строительства, транспорта, а также смежных отраслей (ЖКХ, экологии, урбанистики и других) от первого лица.

    Для публикации материалов в разделе «Люди, События, Факты» необходимо отправить материал на почту ast@tyuiu.ru или позвонить в редакцию.

    Размещение рекламных макетов в журнале платное.

Объявления

Журнал "Архитектура, строительство, транспорт" вошел в Перечень ВАК РФ еще по двум специальностям

15.08.2024

Журнал "Архитектура, строительство, транспорт" вошел в перечень ВАК еще по двум специальностям: 2.1.3 "Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение" и 2.9.5 "Эксплуатация автомобильного транспорта".

Читать дальше

Текущий выпуск

№ 3 (2024): Архитектура, строительство, транспорт
Опубликован: 10.10.2024

Весь выпуск

Статьи

Историко-культурная ценность дворового флигеля доходного дома в историческом центре Санкт-Петербурга

О. О. Чайникова

В основу работы положены результаты проведенных автором историко-культурных исследований внутриквартальных зданий Санкт-Петербурга, включая жилые многоэтажные. В ходе исследования изучена история строительства здания в городе Санкт-Петербурге по ул. Егорова, д. 23б, литера А, расположенного в проекции дома Устинова по Измайловскому проспекту, д. 18, внутри квартала, построенного как доходный дом и сдаваемого в наем в начале XX века. Исследованы и проанализированы перестройки, расширения, развитие объекта, пристройки к нему с целью определения его историко-культурного значения и иных ценностных параметров: установлено первоначальное назначение здания, изучены его планировочные решения, характерные для рассматриваемого периода строительства – развития строительства доходных домов. Выявлено, что изучаемый объект (ул. Егорова, д. 23б, литера А) не обладает мемориальной, исторической, градостроительной, архитектурной ценностью, следовательно, не может быть отнесен к историческим зданиям. Такие исследования важны, чтобы найти баланс между сохранением истинных культурных ценностей и возможностью изменений в архитектурном облике города для его дальнейшего развития.

8-21
13 1

Типология элементов градостроительного обустройства территорий экологического туризма: системный подход

Д. М. Астанин, А. А. Ткачев, Л. В. Яловкина, А. П. Смирнов

Проблематика пространственного развития территорий экологического туризма заключается в противоречиях между рекреационным использованием и сохранением эколого-культурного наследия. Объекты обустройства туристических территорий отражены в работах российских и зарубежных исследователей. Однако принципы экологического просвещения и трансляции норм поведения через архитектуру прослеживается слабо. С целью снижения антропогенной нагрузки элементы обустройства территории экотуризма можно представить в виде единой информационной системы, в которой каждый элемент подчинен, дополняет и является продолжением элементов высших рангов: в этом случае решается основное противоречие территорий экологического туризма – экотуристы двигаются по сформированным маршрутам, в которых транслируются нормы и правила экологического поведения. В качестве ключевых элементов градостроительного обустройства территории экотуризма определены визит-центры и экомаршруты. Обозначены их функции: эколого-просветительская, туристско-информационная, познавательно-развлекательная, научно-исследовательская. Полученные результаты важны для систематизации знаний в области экотуризма, а также для разработки документов стратегического территориального планирования.

22-35
9 1

Аналитическое определение функции релаксации вязкоупругого мерзлого грунта на основе экспериментальных данных

Е. В. Корешкова, А. А. Шушарин, Н. М. Хасанов

Прочность и ползучесть мерзлых грунтов являются одними из основных механических свойств для учета времени в проектировании строительных объектов. На основании экспериментальных данных определены деформационные механические характеристики мерзлого грунта с учетом ползучести. Получена функция ползучести мерзлого грунта. По функции ползучести аналитически определена функция релаксации мерзлого грунта с помощью метода ломаных. Методика определения функций ползучести и релаксации может быть использована при расчете оснований из мерзлых грунтов под объектами строительства.

36-43
11 19

Оценка инженерно-геологических изысканий города Тюмени по качеству лабораторных образцов грунта

Р. В. Мельников, З. А. Косинова, Д. В. Рачков

Проведение инженерно-геологических изысканий является сложным и ответственным процессом. От качества их проведения зависит надежность и безопасность проектных решений. В настоящем исследовании оценивалось качество лабораторных образцов грунта на основании отчетов по инженерно-геологическим изысканиям города Тюмени и Тюменского района. Оценка проводилась по 13 отчетам девяти изыскательских организаций. Для оценки использовались методики Терцаги и Лунне. Для этого соответствующим образом проводилась обработка данных компрессионных испытаний грунта, которые получили из 505 паспортов. Результаты представлены в виде диаграмм: в целом для выборки; по организациям; по виду и консистенции грунта; по глубине отбора проб. Сделаны выводы о неудовлетворительном качестве изысканий и факторах, повлиявших на это. Даны рекомендации для повышения качества образцов грунта, отбираемых в ходе инженерно-геологических изысканий.

44-53
5 0

Температурный расчет грунтового основания в геотехнических программных комплексах

Д. С. Скворцов, А. И. Синицкий, Е. А. Жайсамбаев

Важным этапом решения проблемы строительства мелкозаглубленных фундаментов на сезоннопромерзающих пучинистых грунтах является выполнение температурных расчетов грунтового основания. Для проведения температурных расчетов грунтов могут быть использованы программные комплексы Frost 3D и QFrost. В настоящем исследовании произведено сравнение результатов расчета величин промерзания грунтового основания опытной натурной площадки в программных комплексах Frost 3D и QFrost с данными геотехнического мониторинга. Натурная площадка расположена в г. Тюмени в районе пос. Березняки. Установлено, что использование программных комплексов Frost 3D и QFrost при моделировании грунтового основания позволяет определять величину промерзания с погрешностью до 3.5 %, что говорит о достоверности результатов и возможности использования данных программных комплексов для выполнения температурных расчетов.

54-63
8 2

Влияние кислотной активации на извлечение ионов марганца из природных и сточных промышленных вод

Л. А. Пимнева, А. А. Загорская, Е. В. Жеребчук

Увеличение концентрации марганца характерно не только для пресной воды, но и для сточных вод. Металл попадает в стоки в результате деятельности промышленных предприятий: обогащения марганцевых окисленных руд, производства гальванических элементов и органического синтеза. Соединения марганца являются сильными ядами с выраженными кумулятивными эффектами, которые ведут к блокированию ферментов, угнетению функции щитовидной железы и накапливаются в печени и почках. Для очистки природных и производственных сточных вод от марганца используют сорбционный метод, который позволяет удалить загрязнения до любой остаточной концентрации. Однако для снижения последствий антропогенного воздействия на окружающую среду в условиях роста объемов водопотребления требуется применение новых эффективных материалов. В настоящее время для очистки природной и сточных вод промышленных предприятий стали использовать модифицированные природные глинистые материалы. Авторы исследовали извлечение ионов марганца из водных растворов с помощью модифицированного диатомита. Обработку диатомита осуществляли раствором соляной кислоты для повышения количества поверхностных адсорбционных центров. Химическая модификация глинистых сорбентов увеличивает поровое пространство и удельную поверхность, что способствует возрастанию сорбционной емкости. Полученные экспериментальные результаты показывают увеличение обменной емкости модифицированной Н-формы: 1.45 мг/г в сравнении с нативной формой – 0.63 мг/г. Рассчитаны значения предельной величины сорбции: для нативной формы – 0.58 мг/г, для Н-формы – 1.19 мг/г. Определены оптимальные условия сорбционного извлечения ионов марганца: 15.7 % для нативной формы и 63.2 % для модифицированной Н-формы.

64-73
6 0

Численная оценка устойчивости и деформативности конструкции земляного полотна методом замены слабого грунта на слабых основаниях

Чунг Хиеу Ле, Суан Хунг Нго

Актуальным вопросом отрасли железнодорожного транспорта является повышение устойчивости и снижение деформативности конструкций земляного полотна в условиях строительства на слабых основаниях методом замены слабого грунта. В ходе исследования определялась ширина слабого грунта понизу, подлежащего замене, с учетом требований к показателям деформативности, обеспечивающим заданные геометрические параметры при устройстве земляного полотна в различных условиях грунтового основания. Численное моделирование осуществлялось на основе известных теоретических принципов и в соответствии с последовательностью этапов строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали на слабых основаниях с помощью геотехнического программного обеспечения Plaxis 2D. При рассмотрении и оценке различной толщины слоя слабого грунта, подлежащего замене, построен график зависимости деформации от главного напряжения в точке развития пластической деформации, определено значение стабильного запаса прочности. Проведенное исследование позволило предложить численный метод определения коэффициента устойчивости откосов. Анализ актуальных нормативных документов и методов расчета земляных конструкций на слабых грунтах подтвердил необходимость доработки существующих методов расчета.

74-85
4 0

Кратковременная топливная коррекция бензинового двигателя по напряжению датчика кислорода в процессе эксплуатации автомобиля

Б. У. Акунов, К. А. Имаров

Объектом исследования являлась топливная коррекция топливно-воздушной смеси, в частности, кратковременная топливная коррекция по изменению напряжения датчика кислорода, установленного перед каталитическим нейтрализатором, в процессе эксплуатации автомобиля. Экспериментальные исследования проводились на автомобильной дороге Бишкек – Ош (Кыргызская Республика), которая проходит на высоте 750–3200 м над уровнем моря. Для нее характерны равнинные, горные и высокогорные условия эксплуатации автомобилей. На основании результатов экспериментальных исследований построены графики зависимости кратковременной топливной коррекции от изменения напряжения датчика кислорода при эксплуатации автомобиля. Отмечено, что по значениям параметров топливной коррекции можно оценить состояние топливно-воздушной смеси, а также сделать заключение о техническом состоянии датчиков, систем и механизмов двигателя и элементов выхлопной системы автомобиля. Выявлено, что при работе двигателя в штатном режиме, когда колебание показателей топливной коррекции составляет ±10 %, топливно-экономические и экологические показатели будут находиться в требуемой норме. Также следует признать, что современные автомобильные двигатели оснащены системой различных датчиков и электронным блоком управления двигателем, но имеют свои определенные недостатки в обеспечении стехиометрического состава топливно-воздушной смеси (λ = 1).

86-98
5 0

Анализ причин изменения пространственной структуры рисков дорожно-транспортной аварийности в Тюмени

Е. В. Лихайрова, А. И. Петров

В данной статье анализируются факт и причины изменений структурных особенностей риска дорожно-транспортной аварийности на отдельных магистральных улицах г. Тюмени с 2015 по 2022 гг. Проведено сравнение данных дорожно-транспортной аварийности на трех важнейших транспортных артериях города (участках ул. Республики, ул. 50 лет ВЛКСМ – Запольной – Чернышевского – Полевой, ул. Федюнинского – Обход города Тюмени – Закалужской) за 2015 и 2022 гг. Выявлены структурные особенности рисков аварийности. Установлено, что для улиц, локализованных в центре города, срединной и периферийной частях, структура рисков аварийности в течение 8 лет кардинально изменилась: 1) на центральной магистральной ул. Республики отмечено снижение годового числа ДТП на 19.1 %, снижение годового числа пострадавших в ДТП – на 20.0 %; 2) на участке ул. 50 лет ВЛКСМ – Запольной – Чернышевского – Полевой наблюдается увеличение годового числа ДТП на 34.5 % и увеличение годового числа пострадавших в ДТП на 23.4 %; 3) на участке ул. Федюнинского – Обход города Тюмени – Закалужской зафиксирован 2-3-кратный рост показателей дорожной аварийности: годовое число ДТП увеличилось на 217.6 %, годовое число пострадавших в ДТП – на 136.7 %. В центре города при общем снижении рисков аварийности изменились количественные и качественные соотношения между аварийностью на перекрестках и перегонах. Результаты данного исследования могут служить основой для выработки практических решений по повышению безопасности дорожного движения.

99-110
15 0

Некоторые аспекты повышения качества изделий, получаемых методом аддитивных технологий

А. И. Стариков, А. С. Губенко, М. А. Пермяков, В. М. Соловьев, А. А. Цыганова

Аддитивные технологии находят все более широкое применение в различных сферах повседневной жизни и отраслях экономики. Однако аспекты технологического обеспечения различных параметров точности изделий, получаемых методами трехмерной печати, на сегодняшний день изучены недостаточно. В рамках данной работы рассмотрен подход, в котором проблемы обеспечения требуемых выходных характеристик изделий исследуются комплексно: с позиций оборудования, технологических режимов и самого рабочего процесса. В качестве инструментов для исследования использовались методы управления качеством, методы математической статистики, а также частотный анализ. В ходе экспериментальных исследований были напечатаны партии деталей. В дальнейшем производилось измерение и анализ параметров их точности. Также рассматривался вопрос влияния резонансных частот колебаний элементов принтера на выходные параметры процесса печати. Было доказано, что устранение данных частот посредством настройки приводов оборудования повышает точность получаемых изделий. В дальнейшем планируется изучить влияние режимов печати на точность изделий и параметры колебательных процессов в элементах принтера. Это даст возможность более эффективно осуществлять технологическую подготовку производства изделий рассматриваемого класса.

111-119
5 1
Показать все выпуски