Интеграция искусственного интеллекта в архитектурное образование: философско-культурологические вызовы и педагогические стратегии
https://doi.org/10.31660/2782-232X-2025-3-8-25
EDN: CPLNDA
Аннотация
Статья посвящена проблеме внедрения искусственного интеллекта в учебные планы и программы по специальности «Архитектура». Искусственный интеллект рассматривается в качестве неотъемлемого фактора современного творчества и анализируется как интегративная модель с точки зрения его положительных и отрицательных сторон для подготовки будущих специалистов. Поскольку профессия архитектора находится под сильным влиянием технологических достижений, в том числе искусственного интеллекта, архитектурное образование, во многом сохраняющее традиции классической школы, должно выработать новый системный подход к интеграции данных инноваций в образовательный процесс. В статье анализируются современные способы интеграции искусственного интеллекта в архитектурное образование российских вузов (МАРХИ, ННГАСУ, УрГАХУ, НГАСУ (Сибстрин)), приводится практический опыт работы студентов, выпускников и преподавателей кафедры дизайна архитектурной среды Тюменского индустриального университета. Исследование выявило, что при отсутствии методологической рамки интеграции искусственного интеллекта в архитектурное образование изучение данных технологий становится необходимым условием профессиональной подготовки современного специалиста. Предлагается концептуальная модель поэтапной интеграции, основанная на принципах культурной преемственности, прогрессивной сложности и критической рефлексии.
Об авторах
О. Ю. КосткоРоссия
Костко Оксана Юрьевна, доцент кафедры дизайна архитектурной среды
Тюмень, ул. Володарского, 38, 625000
И. Г. Минулин
Россия
Минулин Илфат Гумарович, доцент кафедры дизайна архитектурной среды
Тюмень, ул. Володарского, 38, 625000
К. А. Туранская
Россия
Туранская Каролина Андреевна, выпускница кафедры дизайна архитектурной среды
Тюмень, ул. Володарского, 38, 625000
Список литературы
1. Мангейм К. Диагноз нашего времени. Москва: Юрист; 1994. 700 с. ISBN 5-7357-0046-4.
2. Назаретян А. П. Человек для биосферы? Человек. 1997;(2).
3. Флах П. Машинное обучение. Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных. Москва: ДМК Пресс, 2015. 400 с. ISBN 978-5-97060-273-7.
4. Lere H. M., Bilkisu H. AI-driven architectural design: opportunities and ethical challenges. ARCN International Journal of Sustainable Development. 2025;14(2):97–110. URL: https://arcnjournals.com/wp-content/uploads/2025/05/2726-4-573-1-1430-1.pdf
5. Ko J., Ajibefun J., Yan W. Experiments on generative AI-powered parametric modeling and BIM for architectural design. ArXiv. 2023;2308.00227. https://doi.org/10.48550/arXiv.2308.00227
6. Sourek M. Artificial intelligence in architecture and built environment development 2024: a critical review and outlook. Remspace. 2024. https://www.wemakespaces.archi/uploads/Artificial-Intelligence-in-Architectureand-Built-Environment-Development.pdf
7. Anwar M. R., Sakti L. D. Integrating artificial intelligence and environmental science for sustainable urban planning. IAIC Transactions on Sustainable Digital Innovation (ITSDI). 2024;5(2):179–191. https://doi.org/10.34306/itsdi.v5i2.666
8. Calixto V., Canuto R., Noronha M., Afrooz A., Gu N., Celani G. A layered approach for the data-driven design of smart cities. In: Projections: Proceedings of the 26th International Conference of the Association for ComputerAided Architectural Design Research in Asia (CAADRIA 2021), Hong Kong, 29 March – 1 April 2021. Vol. 2. Hong Kong: The Association for Computer-Aided Architectural Design Research in Asia (CAADRIA); 2021. P. 739–748. URL: https://research.monash.edu/en/publications/a-layered-approach-for-the-data-driven-design-of-smartcities
9. Zhu Shuyan, Mac Henlong, Xiang Ke. Research on the architectural generative design practices driven by optimization algorithms. Journal of South Architecture. 2024;1(3):14–25. URL: https://doi.org/10.33142/jsa.v1i3.13922
10. Cнeng-Lin Cнuang, Sнeng-Fen Cнien. Facilitating architect-client communication in the pre-design phase. In: Projections: Proceedings of the 26th International Conference of the Association for Computer-Aided Architectural Design Research in Asia (CAADRIA 2021), Hong Kong, 29 March – 1 April 2021. Vol. 2. Hong Kong: The Association for Computer-Aided Architectural Design Research in Asia (CAADRIA); 2021. P. 71–80. URL: https://caadria2021.org/wp-content/uploads/2021/03/caadria2021_415.pdf
11. Park J. H., Niu W., Cheng L., Allen H. Fostering creativity and critical thinking in college: a cross-cultural investigation. Frontiers in Psychology. 2021;12:760351. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.760351
12. Choulwoong Kwon, Yonghan Ahn. Critical views on AI (Artificial Intelligence) in building design. International Journal of Sustainable Building Technology and Urban Development. 2024;15(2):240–246. https://doi.org/10.22712/susb.20240017
13. Hedges K. E. Artificial Intelligence (AI) art generators in the architectural design curricula. In: 2023 ASEE Annual Conference & Exposition, June 25–28, 2023. ASEE, 2023. URL: https://peer.asee.org/artificial-intelligence-ai-artgenerators-in-the-architectural-design-curricula.pdf
14. Alshahrani A., Mostafa A. M. Enhancing the use of artificial intelligence in architectural education – case study Saudi Arabia. Frontiers in Built Environment. 2025;11:1610709. https://doi.org/10.3389/fbuil.2025.1610709
15. Yu Ch., Zheng P., Peng T., Xu X., Vos S., Ren X. Design meets AI: challenges and opportunities. Journal of Engineering Design. 2025;36(5–6):637–641. https://doi.org/10.1080/09544828.2025.2484085
16. Тимофеев А. В. Сущность и проблемы искусственного интеллекта в контексте современных научных и философских представлений. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2020;(2):127–133. URL: https://www.elibrary.ru/oqmksa
17. Moleta T. Traversing unknown territories: notes on researching the learners' experience of real-time virtual engines in the architectural design studio. In: Projections: Proceedings of the 26th International Conference of the Association for Computer-Aided Architectural Design Research in Asia (CAADRIA 2021), Hong Kong, 29 March – 1 April 2021. Vol. 2. Hong Kong: The Association for Computer-Aided Architectural Design Research in Asia (CAADRIA); 2021. P. 55–60. URL: https://caadria2021.org/wp-content/uploads/2021/03/caadria2021_290.pdf
18. Chih-Wen Lan. Adapting architectural design education for the AI era: preliminary findings and future directions. In: END 2023 International Conference on Education and New Developments. Lisbon; 2023. P. 380– 384. https://doi.org/10.36315/2023v1end080
19. Jin Sh., Tu H., Li J., Fang Yu., Qu Zh. Xu F., et al. Enhancing architectural education through artificial intelligence: a case study of an AI-assisted architectural programming and design course. Buildings. 2024;14(6):1613. https://doi.org/10.3390/buildings14061613
20. Cudzik J., Nyka L, Szczepański J. Artificial intelligence in architectural education – green campus development research. Global Journal of Engineering Education. 2024;26(1):20–25. URL: https://www.researchgate.net/publication/378149030_Artificial_intelligence_in_architectural_education_-_green_campus_development_research
21. Карпов С. В. Философия архитектуры как этико-эстетическое основание архитектурной практики. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2021;(2):77–83. URL: https://www.elibrary.ru/cofjbo
22. Салех М. С. Внедрение цифровых методов на различных этапах архитектурного проектирования. Architecture and Modern Information Technologies. 2021;1(54):268–278. https://doi.org/10.24412/1998-4839-2021-1-268-278
23. Chaillou S. AI + Architecture Towards a New Approach: Master’s thesis. Harvard University; 2019. URL: https://www.academia.edu/39599650/AI_Architecture_Towards_a_New_Approach
24. Власова Е. Л., Власова М. Л., Боровикова Н. В., Карелин Д. В. Искусственный интеллект в архитектурноградостроительном проектировании. Architecture and Modern Information Technologies. 2023;(4):311–324. https://doi.org/10.24412/1998-4839-2023-4-311-324
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Костко О.Ю., Минулин И.Г., Туранская К.А. Интеграция искусственного интеллекта в архитектурное образование: философско-культурологические вызовы и педагогические стратегии. Архитектура, строительство, транспорт. 2025;5(3):8-25. https://doi.org/10.31660/2782-232X-2025-3-8-25. EDN: CPLNDA
For citation:
Kostko O.Yu., Minulin I.G., Turanskaia K.A. AI integrating into architectural education: philosophical and cultural challenges and pedagogical strategies. Architecture, Construction, Transport. 2025;5(3):8-25. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/2782-232X-2025-3-8-25. EDN: CPLNDA