Preview

Архитектура, строительство, транспорт

Расширенный поиск
Том 5, № 2 (2025)
Скачать выпуск PDF

АРХИТЕКТУРА

8-25 49
Аннотация

Формирование в школах инклюзивной образовательной среды в наше время актуально, но на практике реализуется лишь в отдельных учреждениях. В основе работы лежит изучение российских и зарубежных теоретических источников, в которых описываются требования и рекомендации, касающиеся архитектурного пространства, дизайна, функциональных связей, типологии специализированных кабинетов для обучения детей с РАС. С учетом этих требований был проведен анализ архитектурно-средовых, объемно-планировочных и функционально-технологических решений реализации инклюзивной образовательной среды, апробированных в МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие им. Нагибина М. В.» (Ростов-на-Дону). Выявлены достоинства: наличие нескольких классов, в которых могут обучаться более 40 детей; многоцелевое использование пространств; применение специализированной и типовой мебели и оборудования; использование средовых элементов для дефектологической работы в структуре кабинетов; возможность проведения инклюзивных мероприятий в общешкольных помещениях. Определены недостатки: отсутствие ряда необходимых помещений; разделение инклюзивного блока на два этажа; технологическая дисфункция классных помещений за счет снижения удельной площади; нечеткое функциональное зонирование классов. На основе изученных источников предложены более благоприятные объемно-планировочные решения: создание блока специализированных ресурсных помещений с расширенным перечнем кабинетов и помещений; расположение инклюзивного блока полностью на первом этаже; реорганизация входной группы в здание школы; установка лифта для легкого перемещения маломобильных групп населения; предложен вариант создания встроенно-пристроенного блока.

26-34 34
Аннотация

Современные световые проекции и голографические технологии представляют собой перспективные инструменты для качественного преобразования городской среды, формирования уникальных архитектурных образов и улучшения условий пребывания в городских пространствах. Анализ текущего состояния одной из центральных улиц Тюмени – ул. Первомайской – выявил ряд проблем, связанных со световым благоустройством: неравномерность освещения, низкую эффективность существующих осветительных устройств, отсутствие адаптивных режимов освещения, учитывающих сезонные и суточные изменения, а также недостаточно проработанные сценарии подсветки архитектурных объектов и зеленых насаждений. Для устранения выявленных недостатков предложены комплексные меры по совершенствованию светового оформления данной улицы, направленные на повышение уровня комфорта и безопасности городской среды, создание благоприятного психологического климата. Среди предлагаемых решений – использование проекционных фонарей для освещения затемненных участков пешеходной зоны и световых проекций для облагораживания заброшенных объектов и пустующих территорий, проектирование динамических световых фасадов, позволяющих адаптивно изменять внешний вид зданий в зависимости от различных факторов и являющихся дополнительным источником освещения в темное время суток. Внедрение инновационных подходов в градостроительный процесс открывает перспективы для создания комфортной городской среды нового поколения.

35-49 32
Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью в переработке требований к содержанию нормативов градостроительного проектирования для городов Западной Сибири. Объектом аналитического рассмотрения с целью поиска внутренних причинных закономерностей функционирования и развития являлся участок жилой застройки как объект градостроительного нормирования. Рассмотрено 60 участков жилой застройки в Тюмени и Омске (по 30 участков в каждом городе), застроенных в период с 2009 по 2019 г. Исследование было направлено на выявление взаимного влияния размерности земельных участков, морфологии открытых пространств и планировочных характеристик на тип освоения территории. Применение факторного и кластерного анализов способствовало выявлению скрытой структуры исходных данных, соответствующей контексту, в котором принимаются проектные решения. С помощью факторного анализа была проведена группировка переменных исходного массива данных в двухфакторную модель: первую составили планировочные показатели, вторую – морфологические характеристики. С помощью кластерного анализа удалось классифицировать объекты как по переменным, к которым был применен факторный анализ, так и по градостроительным показателям, применяемым для оценки проектного решения.

СТРОИТЕЛЬСТВО

50-63 20
Аннотация

Проектирование зданий и сооружений на слабых водонасыщенных глинистых основаниях сопряжено с необходимостью расчета напряженно-деформированного состояния грунтов во времени в связи с процессами консолидации. Для таких грунтов характерно свойство ползучести, соответственно, одним из перспективных подходов к моделированию основания является представление его с позиций вязкоупругости. В результате численного анализа определен параметр для решения трансцендентного уравнения немонотонной функции, описывающей вязкоупругие механические свойства водонасыщенного суглинка. Проведено сопоставление экспериментальных данных поровых давлений с данными, полученными из решения функции времени (максимальное расхождение составляет 4.44 %). Получена механическая характеристика (универсальный параметр кинематической модели грунта), которую в дальнейшем можно использовать для полного расчета напряженно-деформированного состояния вязкоупругого водонасыщенного основания. Предложенный подход, несомненно, имеет практическое значение при проектировании и строительстве инженерных объектов.

64-76 23
Аннотация

Внедрение экономически обоснованных энергосберегающих мероприятий является приоритетной задачей для любых крупных предприятий. Система горячего водоснабжения, как одна из основных систем, потребляющих теплоту в зданиях аэропортов, имеет большой потенциал для сокращения энергопотребления. Основным источником теплоты системы горячего водоснабжения здания аэропорта г. Владивостока являются электрические котлы, для сокращения потребления энергии рассмотрено применение солнечных коллекторов для нагрева воды и установка утилизаторов теплоты выбросов вентиляционного воздуха. Для оценки внедрения энергосберегающих мероприятий в систему горячего водоснабжения здания аэропорта г. Владивостока были проведены теоретические расчеты расхода воды и теплоты на нужды ГВС, определены фактические значения этих величин по данным тепловычислителя. Фактический среднесуточный расход горячей воды по показаниям тепловычислителя за 4 месяца и среднем пассажиропотоке 258 чел./ч составляет 6.68 м³/сут, теоретический расход при этом же пассажиропотоке составляет 6.83 м³/сут. Для проектного значения пассажиропотока 1 360 чел./ч среднесуточный расход воды равен 13.92 м³/сут. Рассчитаны основные показатели внедрения энергосберегающих мероприятий при проектном значении пассажиропотока. Обеспечение нужд ГВС с использованием утилизаторов теплоты выбросов вентиляционного воздуха имеет простой срок окупаемости 6.81 лет; солнечная установка горячего водоснабжения из 86 солнечных коллекторов – 11.2 лет.

77-86 19
Аннотация

Способы переработки пластика можно разделить на три больших направления: химическая, термическая и механическая переработки. У каждого метода есть свои достоинства и недостатки. Наиболее распространенной является механическая обработка с получением вторичного сырья или композитных материалов. Одной из задач при получении композитных материалов данным способом является восстановление или улучшение их свойств за счет использования модификаторов. Свойства таких добавок зависят от формы и размеров частиц. С помощью энергодисперсионного анализа был определен элементный химический состав пластификатора на основе высокодисперсного гидроксида кальция. Рентгенофазовый анализ на дифрактометре ДРОН-7 позволил идентифицировать химические соединения, входящие в состав добавки. Методом электронной сканирующей микроскопии были определены форма и размеры частиц. Установлено, что наилучший результат, а именно уменьшение жесткости в 4 раза, достигнут при использовании сферических частиц размером 0.5–1 мкм.

87-98 27
Аннотация

Исследование направлено на решение проблемы повышения долговечности и снижения затрат в мостостроении за счет применения стеклопластиковых труб, изготовленных методом непрерывной намотки. Несмотря на успешное использование полимерных композитов за рубежом, их применение в России ограничено из-за отсутствия нормативной базы и недостаточной изученности механических свойств. Посредством экспериментальных испытаний образцов, вырезанных из стеклопластиковых труб, на растяжение с использованием тензорезисторов и универсальной испытательной машины были получены ключевые характеристики: предел прочности (в среднем 200 МПа), модуль упругости (29.5–37.9 ГПа) и коэффициент Пуассона (0.21–0.27). Установлено, что свойства материала сопоставимы с бетоном и сталью, что подтверждает его пригодность для гибридных конструкций пролетных строений мостов. Выявлены особенности деформационного поведения, включая трещинообразование и изменение модуля упругости, при повторных нагружениях. Результаты исследования могут быть использованы для разработки нормативной базы и проектирования долговечных мостовых конструкций, что открывает перспективы для расширения применения композитов в строительстве.

ТРАНСПОРТ

99-108 22
Аннотация

Техническое обслуживание автомобилей автотранспортного предприятия, находящихся на гарантийном обслуживании, зачастую проводится с использованием собственных производственных мощностей предприятия. В силу влияния разных факторов фактические наработки между техническими обслуживаниями значительно отличаются от нормативных. Существующие методы не позволяют корректно определить изменение вероятности отказа группы автомобилей, поскольку фактическая наработка цикла технического обслуживания является величиной стохастической. Предложен метод оценки качества технического обслуживания автомобилей, основанный на отношении приращений вероятности отказа до и после обслуживающих мероприятий с учетом особенностей их эксплуатации. В основе исследования заложен аксиоматический метод, согласно которому интенсивность отказов снижается после обслуживания и возрастает по мере увеличения наработки. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что качество технического обслуживания можно оценить по отношению плотностей вероятности отказа на участках перед проведением обслуживания и после (первый участок – наработка на 0…7.5 тыс. км, второй участок – наработка на 7.5…15.0 тыс. км). Собраны и обработаны данные об отказах автомобилей в фактических периодичностях технического обслуживания двух структурных подразделений градообразующего предприятия г. Сургут. Разработанные математические модели статистически значимы с вероятностью 0.99. Полученные значения разработанного показателя качества: 1.947 для первого и 1.731 для второго предприятия, – свидетельствуют о том, что система обеспечения работоспособности исследуемых предприятий организована качественно. Планируется провести оценку качества технического обслуживания автомобилей разных марок с целью получения более широко спектра значений и их последующей интерпретации.

109-117 26
Аннотация

Ресурс тепловых двигателей транспортных и транспортно-технологических машин определяет эффективность широкого спектра технологических операций, поэтому обеспечение качества технического обслуживания с учетом условий и интенсивности эксплуатации техники – актуальная задача. Исследования сфокусированы на анализе 10-летнего опыта эксплуатации двигателей внутреннего сгорания в транспортных подразделениях нефтегазодобывающих предприятий. На примере двигателей ЯМЗ-238 показано, что одной из основных причин снижения пробега до капитального ремонта является несвоевременное проведение технического обслуживания, коэффициент вариации периодичности которого превышает 0.5. Доведение этого значения до 0.1 повышает интегральные показатели безотказности функционирования и коэффициента технической готовности парка на 15 %, поэтому потенциальный резерв надежности двигателей может быть реализован на основе разработанного комплекса мероприятий по совершенствованию организации системы технического обслуживания в транспортных подразделениях нефтегазодобычи.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-232X (Print)
ISSN 2713-0770 (Online)