Preview

Архитектура, строительство, транспорт

Расширенный поиск

Проблема организации торговых нестационарных объектов в городской среде Хабаровска

https://doi.org/10.31660/2782-232X-2024-4-22-34

Аннотация

На примере г. Хабаровска рассмотрена организация торговых модулей и линейных торговых объектов, формирующих у населения представление о доступности качественных услуг и продуктов. Рассмотрены линейные торговые объекты одной из важнейших транспортных городских артерий – ул. Тихоокеанской, связывающей множество торговых точек как мобильной, так и стационарной торговли. Использование сравнительного, картографического, натурного методов в рамках комплексного подхода позволило определить особенности торговых линейных объектов, проанализировать основные проблемы размещения объектов торговли, планировочные сценарии, варианты архитектурно-пространственной организации нестационарных торговых объектов, моделирующих доступную среду для городского населения. Предложено возможное архитектурное решение для оформления уже существующих уличных торговых модулей (фасад из перфорированных или сетчатых панелей с декорирующими сюжетами или муралами). Рассмотрены проектные предложения по созданию нестационарных торговых объектов, способные улучшить эстетические характеристики торговой инфраструктуры города (один проект – кованые киоски по продаже мороженого – уже реализован в городском пространстве, другой представляет собой разработанную в рамках студенческой работы концепцию торгового комплекса в стиле ярмарочных торговых шатров). Такие решения будут способствовать сохранению региональной идентичности и, в условиях необходимого уплотнения городской застройки, будут являться рациональным планировочным решением.

Об авторах

Л. Г. Дьячкова
Тихоокеанский государственный университет
Россия

Дьячкова Людмила Германовна, д-р пед. наук, канд. искусствоведения, профессор Высшей школы архитектуры и градостроительства

Хабаровск



Ю. В. Ордынская
Тихоокеанский государственный университет
Россия

Ордынская Юлия Владимировна, канд. архитектуры, доцент, доцент Высшей школы архитектуры и градостроительства

Хабаровск



К. С. Ильин
Тихоокеанский государственный университет
Россия

Ильин Константин Сергеевич, старший преподаватель Высшей школы архитектуры и градостроительства

Хабаровск



Список литературы

1. Журавская Т. Н. «Китайский» торговый центр vs. «китайский» рынок: что изменилось со времени запрета на торговлю иностранцев на розничных рынках (на примере Амурской области). Полития. 2012;(4):104–123. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2012-67-4-104-123

2. Вэй Л., Ван М. Практические исследования экспериментальной зоны свободной торговли Фуцзянь в Китае. Проблемы Дальнего Востока. 2022;(1):127–138. https://doi.org/10.31857/S013128120018509-0

3. Аксенов К. Э. Трансформация пространственной организации ритейла в постсоветском метрополисе 1989–2023. Чебоксары: Среда; 2024. 260 с. https://doi.org/10.31483/a-10601

4. Копычина-Лоренс С. М. Некоторые аспекты дизайн среды общедоступных городских пространств. Globus. 2020;(2):4–7. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44064306.

5. Потапов И. А. Трансформация пространственной организации розничной торговли в Архангельске. Арктика и Север. 2024;(56):273–290. https://doi.org/10.37482/issn2221-2698.2024.56.273

6. Аксенов К. Э. Цифровая трансформация и пространственная организация непищевого ритейла в российском городе. Известия Русского географического общества. 2022;154(4):22–38. https://doi.org/10.31857/S0869607122040024

7. Аксенов К. Э., Красковская О. В., Ренни Ф. М. Пространственная организация новых форм онлайн-торговли продуктами питания и готовой едой в крупном российском городе. Балтийский Регион. 2022;14(3):28–48. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2022-3-2

8. Constantinides E. The marketing mix revisited: Towards the 21st century marketing. Journal of Marketing Management. 2006;22(3):407–438. https://doi.org/10.1362/026725706776861190

9. Хулуев Н. M. Маркетинг в розничной торговле. Бизнес-образование в экономике знаний. 2018;(2):84–86. Режим доступа: https://bibs-science.ru/articles/ar728.pdf.

10. Хриченков А. В. Архитектурно-пространственная организация объектов торгового обслуживания местного значения. Екатеринбург: Уральский университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 2019. 124 с. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/handle/10995/71150.

11. Кузьмин Е. В., Лучкова В. И. Архитектурно-планировочные проблемы торговых объектов малого бизнеса в городе Хабаровске. В сб.: Новые идеи нового века: Материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. Т. 2. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет; 2019. С. 141–147. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37382964.

12. Эйриян Г. Н. Использование публичных земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов. Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2023;(60):215–230. https://doi.org/10.17072/1995-4190-2023-60-215-230

13. Миронов В. Д., Кривенкова М. В. Проблема правового регулирования использования части нежилого помещения для установки вендингового аппарата. Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2020;(1):192–199. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42802158.

14. Поправко О. Е. Проблема размещения нестационарных торговых объектов. Молодой ученый. 2024;(9):261– 263. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/508/111552/.

15. Паладьев М. А. Коллизии законодательства о нестационарной торговле. Юридический вестник Самарского университета. 2021;7(3):102–105. https://doi.org/10.18287/2542-047X-2021-7-3-102-106

16. Лин М. Т., Урбах А. И. Архитектура городских пешеходных пространств. Москва: Стройиздат; 1990. 198 с.

17. Шауфлер В. Г., Хриченков А. В. Зоны влияния городских центров повседневного и периодического обслуживания. Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012;(1):3–6. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17666951.

18. Вербицкая Ю. О. Обеспеченность нестационарными торговыми объектами как гарантия разнообразия услуг на озелененных территориях. Российское право: образование, практика, наука. 2021;(6):65–70. https://doi.org/10.34076/2410_2709_2021_6_65

19. Переверзева Н. В., Санок С. И. Мировые тенденции в организации торговых зон центральных районов городов. Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2017;(4):22–28. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32682235.

20. Гейл Я. Города для людей. Москва: Альпина Паблишер; 2012. 276 с. Режим доступа: https://djvu.online/file/a0iPAxjX63A0a?ysclid=m48dvkfqfd177113369.

21. Каракова Т. В. Стилевое решение нестационарных объектов торговли в формировании уникального образа города. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015;17(1):762–764. Режим доступа: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2015/2015_1_14_17.pdf.

22. Вильчинская-Бутенко М. Э. Режимы визуализации урбанистического искусства: стрит-art vs паблик-арт. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022;(47):18–34. https://doi.org/10.17223/22220836/47/2

23. Золотуха Е. В., Живица В. В. Синтез архитектуры и граффити как прием преображения облика городской среды. Строительство и техногенная безопасность. 2023;(28):5–12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sintez-arhitektury-i-graffiti-kak-priyom-preobrazheniya-oblika-gorodskoy-sredy/viewer.

24. Сафронов К. Э., Сафронов Э. А. Доступность как градостроительная проблема. Academia. Архитектура и строительство. 2009;(3):74–77. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dostupnost-kak-gradostroitelnayaproblema/viewer.


Рецензия

Для цитирования:


Дьячкова Л.Г., Ордынская Ю.В., Ильин К.С. Проблема организации торговых нестационарных объектов в городской среде Хабаровска. Архитектура, строительство, транспорт. 2024;(4):22-34. https://doi.org/10.31660/2782-232X-2024-4-22-34

For citation:


Dyachkova L.G., Ordynskaya Yu.V., Ilyin K.S. Challenges of organizing non-stationary retail structures in the urban fabric of Khabarovsk. Architecture, Construction, Transport. 2024;(4):22-34. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/2782-232X-2024-4-22-34

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-232X (Print)
ISSN 2713-0770 (Online)