Preview

Архитектура, строительство, транспорт

Расширенный поиск

Кратковременная топливная коррекция бензинового двигателя по напряжению датчика кислорода в процессе эксплуатации автомобиля

https://doi.org/10.31660/2782-232X-2024-3-86-98

Аннотация

Объектом исследования являлась топливная коррекция топливно-воздушной смеси, в частности, кратковременная топливная коррекция по изменению напряжения датчика кислорода, установленного перед каталитическим нейтрализатором, в процессе эксплуатации автомобиля. Экспериментальные исследования проводились на автомобильной дороге Бишкек – Ош (Кыргызская Республика), которая проходит на высоте 750–3200 м над уровнем моря. Для нее характерны равнинные, горные и высокогорные условия эксплуатации автомобилей. На основании результатов экспериментальных исследований построены графики зависимости кратковременной топливной коррекции от изменения напряжения датчика кислорода при эксплуатации автомобиля. Отмечено, что по значениям параметров топливной коррекции можно оценить состояние топливно-воздушной смеси, а также сделать заключение о техническом состоянии датчиков, систем и механизмов двигателя и элементов выхлопной системы автомобиля. Выявлено, что при работе двигателя в штатном режиме, когда колебание показателей топливной коррекции составляет ±10 %, топливно-экономические и экологические показатели будут находиться в требуемой норме. Также следует признать, что современные автомобильные двигатели оснащены системой различных датчиков и электронным блоком управления двигателем, но имеют свои определенные недостатки в обеспечении стехиометрического состава топливно-воздушной смеси (λ = 1).

Об авторах

Б. У. Акунов
Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова
Кыргызстан

Акунов Бакытбек Убайдиллаевич, канд. техн. наук, доцент кафедры автомобильного транспорта

Бишкек



К. А. Имаров
Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова
Кыргызстан

Имаров Кубатбек Абдыкаарович, магистрант кафедры автомобильного транспорта

Бишкек



Список литературы

1. Рокош У. Бортовая диагностика. Москва: За рулем; 2013. 224 с.

2. Kuranc A. Exhaust emission test performance with the use of the signal from air flow meter. Eksploatacja i Niezawodnosc – Maintenance and Reliability. 2015;17(1):129–134. https://doi.org/10.17531/ein.2015.1.17

3. Глазунов Д. В., Глазунов В. И. Анализ необходимости улучшения эксплуатационных показателей автомобиля в условиях Кыргызской Республики. Вестник КРСУ. 2014; 14(12):149–152. Режим доступа: http://vestnik.krsu.edu.kg/archive/78/3323.

4. Салова Т. Ю., Турсунов А. А., Мажитов Б. Ж. Оценка экологических показателей дизелей при горных условиях эксплуатации. Вестник Таджикского технического университета. 2011;1:91–98. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16546182.

5. Глазунов Д. В. Расчет рабочего процесса автомобильного двигателя, работающего в условиях Кыргызской Республики. Наука и новые технологии. 2011;9:29–32. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?edn=vjwjnp.

6. Глазунов Д. В., Глазунов В. И. Влияние высокогорных и высокотемпературных условий на процесс образования горючей смеси автомобильного бензинового двигателя и особенности ее горения. Вестник КРСУ. 2017;17(12):55–58. Режим доступа: http://vestnik.krsu.edu.kg/archive/34?heading=4181.

7. Глазунов Д. В. Влияние высокотемпературных условий Кыргызской Республики на работу автомобильного карбюраторного двигателя. Вестник КРСУ. 2013;13(7):136–138. Режим доступа: http://vestnik.krsu.edu.kg/archive/86/3704.

8. Глазунов Д. В. Влияние высокогорных условий Кыргызской Республики на рабочий цикл автомобильного карбюраторного двигателя. Вестник КРСУ. 2014;14(2):114–118. Режим доступа: http://vestnik.krsu.edu.kg/archive/66/2701.

9. Ashok B., Ashok D., Ramesh Kumar C. A review on control system architecture of a SI engine management System. Annual Reviews in Control. 2016;(41):94–118. Режим доступа: https://www.academia.edu/31325688/A_review_on_control_system_architecture_of_a_SI_engine_management_system.

10. Акунов Б. У. Коррекция топливно-воздушной смеси при эксплуатации автомобиля в различных условиях. Транспорт: наука, техника, управление. 2019;(4):21–24. Режим доступа: http://lamb.viniti.ru/sid2/sid2free?sid2=J1763779920.

11. Акунов Б. У. Анализ концентрации остаточного кислорода в отработавших газах автомобиля в зависимости от рельефа местности. Автомобильная промышленность. 2016;(5):28–30. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=tvjuhu.


Рецензия

Для цитирования:


Акунов Б.У., Имаров К.А. Кратковременная топливная коррекция бензинового двигателя по напряжению датчика кислорода в процессе эксплуатации автомобиля. Архитектура, строительство, транспорт. 2024;(3):86-98. https://doi.org/10.31660/2782-232X-2024-3-86-98

For citation:


Akunov B.U., Imarov K.A. Short-term fuel trim of petrol engine by oxygen sensor voltage during vehicle operation. Architecture, Construction, Transport. 2024;(3):86-98. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/2782-232X-2024-3-86-98

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-232X (Print)
ISSN 2713-0770 (Online)