Preview

Архитектура, строительство, транспорт

Расширенный поиск

Модель архитектурно-пространственных принципов для обеспечения адаптации людей с аутизмом

https://doi.org/10.31660/2782-232X-2024-2-6-16

Аннотация

В основу проектируемой архитектурной среды в большинстве случаев закладывают интересы нейротипичных пользователей, которые не соответствуют потребностям людей с ментальными особенностями. Актуальность использования определенных архитектурных решений для аутичных людей обоснована их чувствительностью к внешним раздражителям, а также статистикой с возросшими показателями диагностики аутизма. В результате анализа теоретических трудов зарубежных исследователей и архитекторов, а также с учетом современной архитектуры для людей с расстройствами аутистического спектра была разработана модель архитектурно-пространственных принципов. В ее основе – пять видов взаимодействия аутичного человека и пространства: ощущение себя в личном пространстве; ощущение себя в общественном пространстве; восприятие пространства вокруг себя; сенсорное ощущение пространства; сенсорная перегрузка. Модель учитывает степень взаимодействия человека и пространства, а также выявляет основные рекомендуемые направления в проектировании для людей с аутизмом: дифференциация, зонирование, последовательность, связь внутренней среды и внешней, конкретные архитектурные решения. Описанный в модели подход к проектированию позволит адаптировать аутичных людей к потенциальному взаимодействию с окружающей средой, а также может оказать благоприятное воздействие на остальные группы пользователей по принципу «эффекта бордюра» (явление, при котором решения, направленные на преобразование условий жизни конкретной уязвимой группы пользователей, помогают обществу в целом). Модель может быть применена в качестве руководства при архитектурном проектировании, а также быть использована для будущих теоретических исследований в данной области.

Об авторах

М. А. Огнева
Тюменский индустриальный университет
Россия

Огнева Мария Александровна, ассистент-стажер кафедры архитектуры и градостроительства

Тюмень



В. Н. Кулачковский
Тюменский индустриальный университет
Россия

Кулачковский Валерий Николаевич, доцент кафедры архитектуры и градостроительства

Тюмень



Список литературы

1. Lobar, S. L. DSM-V Changes for Autism Spectrum Disorder (ASD): Implications for Diagnosis, Management, and Care Coordination for Children with ASDs / S. L. Lobar. – DOI 10.1016/j.pedhc.2015.09.005. – Текст : непосредственный // Journal of Pediatric Health Care. – 2015. – Vol. 30, No. 4. – P. 359–365.

2. 6А02 Расстройство аутистического спектра. – Текст : электронный // Международная классификация болезней 11 пересмотра : официальный сайт. – 2024. – URL: https://icd.who.int/browse/2024-01/mms/ ru#437815624 (дата обращения: 28.12.23).

3. Аутизм. – Текст : электронный // Всемирная организация здравоохранения : официальный сайт. – 2023. – 15 ноября. – URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/autism-spectrum-disorders (дата обращения: 16.11.2023).

4. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / Ф. Аппе ; пер. с англ. Д. В. Ермолаева. – Москва : Теревинф, 2016. – URL: https://www.osoboepravo.ru/files/book/file/vvedenie_v_psih_teoriyu_autizma.pdf (дата обращения: 17.12.2023). – Текст : электронный.

5. Mostafa, M. Autism design and architecture for all: architecture for a differently abled world / M. Mostafa. – Текст : непосредственный // Inside Quality Design. – 2021. – № 4. – P. 64–71. – URL: https://www.autism.archi/singlepost/autism-design-and-an-architecture-for-all-designing-for-a-differently-abled-world (date of the application: 28.12.2023).

6. Mostafa, M. The autism friendly university design guide / M. Mostafa. – Ireland : Dublin City University, 2021. – 116 p. – URL: https://www.researchgate.net/publication/351936605_THE_AUTISM_FRIENDLY_UNIVERSITY_ DESIGN_GUIDE (date of the application: 17.12.2023). – Текст : электронный.

7. Gaiani, A. Autism and architecture: the importance of a gradual spatial transition / A. Gaiani, D. Fantoni, S. Katamadze. – DOI 10.30958/aja.8-2-5. – Текст : непосредственный // Athens Journal of Architecture. – 2022. – Vol. 8, No. 2. – P. 175–194. – URL: https://www.athensjournals.gr/architecture/2022-8-2-5-Gaiani.pdf (date of the application: 10.01.2024).

8. Проприоцептор. – Текст : электронный // Научно-технический словарь (НТС) : сайт. – URL: http://nts.sci-lib. com/article0003808.html (дата обращения: 08.02.24).

9. Проприоцепция. – Текст : непосредственный // Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – АСТ-Москва, 2009. – 811 с.

10. Healy, L. Sensory spaces: an architect's guide to designing for children with autism / L. Healy. – Текст : электронный // Architizer : сайт. – URL: https://architizer.com/blog/inspiration/stories/sensory-design/ (date of application: 29.08.2023).

11. Афонина, М. А. Познание мира людей с аутизмом через ландшафтную архитектуру / М. А. Афонина. – DOI 10.24411/2346-8408-2018-10022. – Текст : непосредственный // Социально-гуманитарное обозрение. – 2018. – Т. 3, № 3. – С. 103–105.

12. Multi-sensory wayfinding: lessons from the margins towards the design of equitable and healthy public space / E. Friedlaender, H. Bauman, Q. Arroyo [et al.]. – DOI 10.1007/978-3-031-36302-3_54. – Текст : непосредственный // Design for Inclusivity. – Cham : Springer International Publishing, 2023. – P. 731–741.

13. Roberts B. Restorative Ground / B. Roberts. – Текст : непосредственный // Inside Quality Design. – 2021. – No. 4. – P. 88–93.

14. Klin, A. Defining and quantifying the social henotype in autism / A. Klin, W. Jones, R. T. Schultz, F. Volkmar. – DOI 10.1176/appi.ajp.159.6.895. – Текст : непосредственный // American Journal of Psychiatry. – 2002. – No. 159:6. – P. 895–908. – URL: https://ajp.psychiatryonline.org/doi/full/10.1176/appi.ajp.159.6.895 (date of the application: 28.12.2023).

15. Быстрова, Т. Ю. Графический дизайн для лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС) / Т. Ю. Быстрова, Л. В. Токарская, В. А. Грозина. – Текст : непосредственный // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2016. – № 2 (29). – С. 95–99.

16. Болдырева, В. В. Архитектурные пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Болдырева. – Текст : непосредственный // Инновационная наука. – 2021. – № 5. – С. 184–186.

17. Дружелюбная к аутизму среда с точки зрения дизайна помещений. – Текст : электронный // АУТИЗМ – ЭТО. – 2020. – 18 февраля. – URL: https://autismjournal.help/articles/druzhelyubnaya-k-autizmu-sreda-s-tochkizreniya-dizayna-pomescheniy (дата обращения: 11.10.2023).

18. Стимминг. – Текст : электронный // Аутизм.Энциклопедия : сайт. – URL: https://encyclopedia.autism.help/ terms/stimming (дата обращения: 23.02.2024).

19. Скотт Лав, Дж. Дизайн помещений для аутичных людей / Джоан Скотт Лав. – Текст : электронный // АУТИЗМ – ЭТО. – 2023. – 28 июня. – URL: https://autismjournal.help/articles/dizayn-pomescheniy-dlya-autichnyh-lyudey (дата обращения: 11.10.2023).

20. Quirk, V. An Interview with Magda Mostafa: Pioneer in Autism Design / V. Quirk. – Текст : электронный // Arch Daily : сайт. – 2013. – 09 October. – URL: https://www.archdaily.com/435982/an-interview-with-magda-mostafapioneer-in-autism-design?ad_campaign=normal-tag (date of application: 30.08.23).


Рецензия

Для цитирования:


Огнева М.А., Кулачковский В.Н. Модель архитектурно-пространственных принципов для обеспечения адаптации людей с аутизмом. Архитектура, строительство, транспорт. 2024;(2):6-16. https://doi.org/10.31660/2782-232X-2024-2-6-16

For citation:


Ogneva M.A., Kulachkovskiy V.N. Model of architectural and spatial guidelines for the adaptation of people with autism. Architecture, Construction, Transport. 2024;(2):6-16. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/2782-232X-2024-2-6-16

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-232X (Print)
ISSN 2713-0770 (Online)