Preview

Архитектура, строительство, транспорт

Расширенный поиск

Анализ действующих методик по определению потоков насыщения на городских регулируемых пересечениях

https://doi.org/10.31660/2782-232X-2025-1-112-124

EDN: SRODRH

Аннотация

В процессе обновления нормативной документации в Российской Федерации устанавливается система национальных и переходных национальных стандартов (ГОСТ, ПНСТ), готовятся к отмене такие формы документации, как СП, ОДМ и др. Согласно федеральному законодательству, в нормативных документах не должно быть дублирующих положений. В настоящее время при расчете потока насыщения и пропускной способности на регулируемых пересечениях используются две оформленные в виде дорожных нормативов методики, основанные на результатах отечественных исследований и стандартах Highway Capacity Manual, принятых в США. Цель статьи – провести анализ применяемых методик по расчету потока насыщения и средней задержки одного автомобиля, а также сравнительный анализ расчетных значений потока насыщения по представленным документам на примере регулируемых пересечений. При общем сходстве величин транспортных задержек, рассчитанных на пересечениях с коэффициентом загрузки до 1 (расхождение в расчетах находятся в пределах 10 %), выявлено отличие в значениях, полученных по методике Вебстера, и методике, базирующейся на нормах Highway Capacity Manual, при уровне загрузки равном и превышающем 1. Некорректное применение указанных коэффициентов имеет накопительный характер и влияет на общую точность расчетов. Необходимо принятие единого национального стандарта по расчету потока насыщения и пропускной способности, учитывающее наработки как отечественных, так и зарубежных исследований. 

Об авторах

Р. В. Андронов
Тюменский индустриальный университет
Россия

Андронов Роман Валерьевич, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры автомобильных дорог и аэродромов

Тюмень



Е. Э. Леверенц
Тюменский индустриальный университет
Россия

Леверенц Евгений Эдуардович, старший преподаватель кафедры строительной механики

Тюмень



Д. А. Гензе
Тюменский индустриальный университет
Россия

Гензе Дмитрий Александрович, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры автомобильных дорог и аэродромов

Тюмень



Е. Н. Легостаева
Тюменский индустриальный университет
Россия

Легостаева Елена Николаевна, ассистент кафедры автомобильных дорог и аэродромов

Тюмень



В. С. Мотелика
Тюменский индустриальный университет
Россия

Мотелика Виктория Сергеевна, обучающийся

Тюмень

 



Список литературы

1. Овчинников И. Г., Овчинников И. И., Жаналиев Б. Б., Кудайбергенов Н. Б. Проблемы применения современных нормативных документов для расчета транспортных сооружений. Архитектура, строительство, транспорт. 2024;(1):116–122. https://doi.org/10.31660/2782-232X-2024-1-116-122

2. Левашев А. Г., Михайлов А. Ю. Состояние методов расчета регулируемых пересечений. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2003;(3-4):71–76. Режим доступа: https://journals.istu.edu/vestnik_irgtu/journals/2003/3_4.

3. Боровской А. Е., Шевцова А. Г. Методы определения потока насыщения автотрассы. Мир транспорта. 2013;(3):44–51. URL: https://mirtr.elpub.ru/jour/article/view/376.

4. Лихачев Д. В., Дорохин С. В. Исследование процесса ввода специализированной лево-поворотной фазы регулирования. Мир транспорта и технологических машин. 2018;(2):40–47. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35384490_12001931.pdf.

5. Морозов В. В. Решение проблемы образования транспортных заторов путем использования АСУДД в г. Тюмень. В сб.: Нефть и газ Западной Сибири: Материалы Международной научно-технической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Косухина Анатолия Николаевича, Тюмень, 15–16 октября 2015 г. Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет; 2015. Т. III. С. 257–262.

6. Баните А. В., Деряга Д. С., Леоненко О. В. Совершенствование городской транспортной системы путем внедрения адаптивных систем управления дорожным движением. Автоматика на транспорте. 2021;7(4):565–583. URL: https://atjournal.ru/ru/nauka/issue/5099/view#issue-rubrics.

7. Кременец Ю. А., Печерский М. П., Афанасьев М. Б. Технические средства организации дорожного движения. Москва: Академкнига; 2005. 279 с. URL: https://djvu.online/file/eoke6HJUnFkdJ.

8. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. Highway Capacity Manual 7th Edition: A Guide for Multimodal Mobility Analysis. Washington DC: The National Academies Press; 2022. https://doi.org/10.17226/26432

9. Цариков А. А. Развитие методов расчета регулируемых узлов на улично-дорожной сети. Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2009;(3–4):118–123. URL: https://www.usurt.ru/vestnik/arxiv/002_1_20_3_1.pdf.

10. Власов А. А. Теория транспортных потоков. Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства; 2014. 123 с.

11. Pan Jia-Xiu, Xue Yu, Liang Yu-Juan, Tang Tie-Qiao. Effect of road structure on the capacity of a signalized road intersection. Chinese Physics B. 2009;18(10):4169–4176. https://doi.org/10.1088/1674-1056/18/10/016

12. Hongqiang Li, Dianhai Wang, Zhaowei Qu. Research on the optimal method of cycle length for signalized intersection. In: Proceedings of the 8th International Conference on Applications of Advanced Technologies in Transportaion Engineering. 2004. P. 371–376. https://doi.org/10.1061/40730(144)70

13. Shepelev V., Glushkov A., Gritsenko A., Gritsenko A., Nevolin D. Vorobyev A. Assessing the traffic capacity of urban road intersections. Frontiers in Built Environment. 2022;8:968846. https://doi.org/10.3389/fbuil.2022.968846

14. Дрю Д. Теория транспортных потоков и управление ими. Москва: Транспорт; 1972. 424 с.

15. Андронов Р. В., Леверенц Е. Э. Расчет методом Монте-Карло задержек транспортных средств на изолированном регулируемом пересечении при его работе на высоких уровнях загрузки. Вестник гражданских инженеров. 2017;(1):221–226. URL: https://vestnik.spbgasu.ru/article/raschet-metodom-monte-karlo-zaderzhek-transportnyhsredstv-na-izolirovannom-reguliruemom.

16. Сильянов В. В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения. Москва: Транспорт; 1977. 303 с.

17. Морозов Г. Н., Морозов В. В., Фадюшин А. А., Мерданов Ш. М. Влияние остаточной автотранспортной очереди на процесс движения автомобилей на городских регулируемых пересечениях. Архитектура, строительство, транспорт. 2024;(1):89–97. https://doi.org/10.31660/2782-232X-2024-1-89-97

18. Морозов В. В. Повышение эффективности организации дорожного движения методом отнесенного левого поворота. Архитектура, строительство, транспорт. 2023;(3):72–80. https://doi.org/10.31660/2782232X-2023-3-72-80


Рецензия

Для цитирования:


Андронов Р.В., Леверенц Е.Э., Гензе Д.А., Легостаева Е.Н., Мотелика В.С. Анализ действующих методик по определению потоков насыщения на городских регулируемых пересечениях. Архитектура, строительство, транспорт. 2025;5(1):112-124. https://doi.org/10.31660/2782-232X-2025-1-112-124. EDN: SRODRH

For citation:


Andronov R.V., Leverents E.E., Genze D.A., Legostaeva E.N., Motelika V.S. Analysis of current methods for determining saturation flows at urban controlled intersections. Architecture, Construction, Transport. 2025;5(1):112-124. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/2782-232X-2025-1-112-124. EDN: SRODRH

Просмотров: 50


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-232X (Print)
ISSN 2713-0770 (Online)