ГОРОДА-СПУТНИКИ НА ВТОРОМ ОБЪЕЗДНОМ КОЛЬЦЕ ТЮМЕНИ. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ РАСТУЩЕГО ГОРОДА

2021-05-11 В. В. Крылов, профессор кафедры архитектуры и градостроительства ТИУ
Ключевое слово:

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, градостроительное проектирование требует разработки ряда документов, обеспечивающих развитие муниципальных образований. Одним из основополагающих является генплан, представляющий перспективный взгляд на развитие населенного пункта. Как известно, генеральный план Тюмени был разработан в 2008 году, тогда же была выполнена схема территориального планирования Тюменского района Тюменской области, главная задача которой – комплексный анализ состояния и использования территорий,  потенциального развития экономики, природных ресурсов, градостроительных решений, демографической ситуации.
Несколькими годами позже были подготовлены генеральные планы всех населенных пунктов района, взаимоувязанные с градостроительными решениями генплана областной столицы. Ни для кого не секрет, что генеральный план Тюмени постоянно корректируется, и порой эти поправки не идут городу на пользу. В результате изменений основных градостроительных решений приходится постоянно вносить корректировки в градостроительную документацию или вовсе разрабатывать новый генеральный план со всеми вытекающими проблемами и утекающими деньгами.
Всем известно, что в генеральном плане Тюмени, разработанном более 15 лет назад и неоднократно корректировавшемся в последующем, было внесено предложение о  проектировании второго транспортного кольца вокруг Тюмени. В прошлом году был объявлен конкурс на разработку проектной документации данного объекта и определен подрядчик. По информации из открытых источников известно, что инженерный план проекта первых двух этапов строительства планируется разработать до сентября 2021 года, а к сентябрю 2022 года – подготовить рабочий план третьего и четвертого строительных этапов.
Строительство первой объездной дороги, частично уже являющейся городской магистралью, завершено в 2019 году. Несмотря на открытие движения по ней, городу не удалось избавиться от пробок в утренние и вечерние часы из-за высокой интенсивности движения транспорта. К слову, по заказу МКУ «Тюменьгортранс» фирмой Simetra была разработана транспортная модель города Тюмени и Тюменской области в рамках проекта разработки комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) и комплексной схемы организации транспортного
обслуживания (КСОТ) Тюменской агломерации, но без градостроительных предложений.


На кафедре архитектуры и градостроительства ТИУ под руководством преподавателей студентами старших курсов были разработаны предложения по решению проблем дальнейшего развития города Тюмени и Тюменской агломерации с учетом ближайших перспектив развития транспортного каркаса территории.
Будущие градостроители предлагают вместо интенсивного строительства в городской черте жилищно-гражданских объектов и торгово-рыночных «скоплений» разместить на втором транспортном кольце градостроительные образования, так называемые спутники города Тюмени со своей производственной и жилищной инфраструктурой, муниципальным управлением, объектами образования и здравоохранения, местами приложения труда и социальным  обеспечением.
Градостроительные образования будут располагаться на существующих магистралях – Московском, Червишевском, Тобольском, Велижанском, Ялуторовском и Ирбитском трактах и представлять собой самостоятельные планировочные системы (жилые районы) численностью 25-30 тысяч жителей. Таким образом, можно говорить об образовании Тюменской городской  агломерации с центральным градообразующим ядром в Тюмени и уже существующими вокруг нее поселениями, объединенными вторым транспортным кольцом. Это населенные пункты Кулаковское, Успенское, Червишевское, Богандинское, Андреевское, Новотуринское и Северное, развивающиеся в самостоятельные городские образования (города-спутники), имеющие полноценную структуру малого города (см. схему) и свои градообразующие предприятия.
Идея создания и строительства городов-спутников не нова. Существует множество как исторических, так и современных примеров таких форм расселения. Проектируются и уже строятся в Ленинградской области город-спутник Южный, в Московской области – Зеленоград, А101, Новое Ступино, в Свердловской области – Академический, в Самаре – Волгарь, а также другие спутники у городов, имеющих численность населения свыше миллиона жителей.
Предложения по развитию Тюменской агломерации также были озвучены, они представлены в статье архитектора Елены Посоховой «Формирование Тюменской агломерации – одна из перспективных форм пространственного развития Тюменского района». Этому же вопросу посвящены статьи главного архитектора ИТП «Град» (г. Омск) Ирины Стуканевой «Об агломерационных процессах в Сибири: возможность создания Тюменской и Сургутской городских агломераций» и «Городская агломерация в России». Главная цель создания городов-спутников – разгрузить мегагорода, расползающиеся как вширь, так и ввысь. В настоящее время все большее развитие получает высотное строительство.


Данная тенденция, как и уплотнение городской застройки, является сложной, требующей всестороннего анализа и отдельного рассмотрения темой. Насколько оправдано расселение  людей на 20-30 этажах жилых зданий? Безопасно ли такое высотно-заборное строительство? Как оно влияет на психику и здоровье людей? Чем обернется увлечение строителей «высотным»  рублем? Не станет ли эта проблема еще более масштабной, чем проблема хрущевок? Эти вопросы не должны оставаться без ответа. Застройка новых градостроительных образований, располагающихся вокруг Тюмени, предлагается не выше четырех этажей – это комфортная для проживания и экономичная с точки зрения планирования кварталов застройка. Отцам города и муниципальных образований Тюменского района, заказчикам, застройщикам девелоперам есть над чем поразмышлять, чтобы улучшить качество и комфортность жизни людей в новой Тюменской агломерации.


При разработке концепции градостроительного образования на втором кольце г. Тюмени появляется возможность создания новых функций организации проектирования и строительства, использования современных технологий и современной архитектуры, сохранения природно-ландшафтной среды. Безусловно, потребуется пересмотр нормативов научно-технической документации, разработка нового подхода к планировке уже существующей и новой застройки  каждого участка на втором транспортном кольце, отдельно предстоит рассмотреть вопрос транспортного обеспечения градостроительных образований и связи между ними.
Новый урбанизационный подход к развитию городского пространства требует комплексного решения проблем растущего города: современных объемно-планировочных решений, поиска новых путей преодоления экологических проблем, социального обустройства территорий и т. д.
Еще один болезненный вопрос, который позволяет решить создание жилых образований вокруг города на втором объездном кольце, – высокая интенсивность движения дорожного транспорта к центрам общественного притяжения. В настоящее время особенно быстро эволюционирует транспортная инфраструктура, изменяются технические, социальные, экономические «измерения», появляются платные автомагистрали, возрастают скорости передвижения, и вместе с тем более остро ощущается дефицит времени, нарушается режим транспортного движения, повышается аварийность, растет уровень нервозности на дорогах.


Благодаря созданию городов-спутников появится возможность создания новых рабочих мест и размещения больших зон отдыха не в центральных частях города, а в градостроительных образованиях, на свободной, экологически чистой территории. В новых градостроительных образованиях наряду с жилыми кварталами появятся новые лечебно-оздоровительные центры, развитые научно-технические базы, на базе существующих промышленных и сельскохозяйственных зон – предприятия деревообработки, сельхозпредприятия и многие другие учреждения.
Такой комплексный подход к созданию новых градостроительных образований позволит сформировать комфортную среду для проживания, работы, отдыха, гармоничного развития населения и стабильного роста экономики. Таким образом, муниципальным органам власти предлагается рассмотреть концепцию территориального планирования Тюменской городской агломерации на перспективу, но исходные данные – демографическую ситуацию, социальную, производственную, транспортную базу – можно прорабатывать уже в настоящее время.
Численность населения Тюменской агломерации достигнет свыше одного миллиона человек, что, безусловно, станет предпосылкой реализации нескольких десятков крупных инвестиционных проектов с многомиллионными вкладами в проектирование и строительство объектов.