Preview

Архитектура, строительство, транспорт

Расширенный поиск

Механические характеристики композиционного материала, изготовленного методом намотки

https://doi.org/10.31660/2782-232X-2025-2-87-98

EDN: ypnqzp

Аннотация

Исследование направлено на решение проблемы повышения долговечности и снижения затрат в мостостроении за счет применения стеклопластиковых труб, изготовленных методом непрерывной намотки. Несмотря на успешное использование полимерных композитов за рубежом, их применение в России ограничено из-за отсутствия нормативной базы и недостаточной изученности механических свойств. Посредством экспериментальных испытаний образцов, вырезанных из стеклопластиковых труб, на растяжение с использованием тензорезисторов и универсальной испытательной машины были получены ключевые характеристики: предел прочности (в среднем 200 МПа), модуль упругости (29.5–37.9 ГПа) и коэффициент Пуассона (0.21–0.27). Установлено, что свойства материала сопоставимы с бетоном и сталью, что подтверждает его пригодность для гибридных конструкций пролетных строений мостов. Выявлены особенности деформационного поведения, включая трещинообразование и изменение модуля упругости, при повторных нагружениях. Результаты исследования могут быть использованы для разработки нормативной базы и проектирования долговечных мостовых конструкций, что открывает перспективы для расширения применения композитов в строительстве.

Об авторе

С. В. Пиняжин
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Пиняжин Сергей Викторович, аспирант кафедры мостов, инженер Сибирского научно-исследовательского института мостов,  

 ул. Дуси Ковальчук, 191,
Новосибирск, 630049.



Список литературы

1. Татлыева Г. З., Закиров М. А., Осипова Л. Э. Оценка коррозионной стойкости композиционных материалов на базе смол Norpol Dion. Вестник Казанского технологического университета. 2012;15(11):235– 239. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ozovol.

2. Попов С. Н., Ушаков А. Е., Кленин Ю. Г. Перспективы расширения возможностей применения пултрузионных стеклопластиков в строительстве в северных климатических условиях. В сб.: Физико-технические проблемы добычи, транспорта и переработки органического сырья в условиях холодного климата. 2024. С. 225–227. https://doi.org/10.24412/cl-37255-2024-1-225-227

3. Хуанг Чун-Пинь. Моделирование процессов вакуумной инфузии в производстве крупногабаритных композитных конструкций. Известия ЮФУ. Технические науки. 2021;(3):172–185. https://doi.org/10.18522/2311-3103-2021-3-172-185

4. Früh N., Knippers J. Multi-stage filament winding: Integrative design and fabrication method for fibrereinforced composite components of complex geometries. Composite Structures. 2021;268:113969. http://dx.doi.org/10.1016/j.compstruct.2021.113969

5. Иванов А. Н., Яшнов А. Н. Экспериментальные исследования пролетного строения из полимерного композиционного материала. Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2014;(4):61–70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=teqrfd.

6. Овчинников И. И., Овчинников И. Г., Чесноков Г. В., Михалдыкин Е. С. О проблеме расчета трубобетонных конструкций с оболочкой из разных материалов. Часть 3. Опыт применения полимерных композитных материалов в мостостроении. Науковедение. 2015;7(5):151. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/27TVN515.pdf.

7. Ушаков А. Е., Монастырев Е. А., Ермаков В. М., Егоров М. А., Мухина М. А., Кленин Ю. Г. (и др.) Результаты испытаний первого в мире железнодорожного моста с пролетным строением из композиционных материалов. Путь и путевое хозяйство. 2021;(10):13–15.

8. Иванов А. Н., Кожевников В. С. Проблемы применения полимерных композиционных материалов в пролетных строениях железнодорожных мостов. Химия. Экология. Урбанистика. 2020;3:94–98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=xidmrw.

9. Уткин В. А., Иванов А. Н., Мартынов А. В. Пролетное строение с мостовым настилом из пултрузионного профиля. Российская Федерация. Патент № 2735317C1. 16 декабря 2019. URL: https://yandex.ru/patents/doc/RU2735317C1_20201030.

10. Яшнов А. Н., Иванов А. Н. Струнные пролетные строения для магнитолевитационного транспорта. Инновационные транспортные системы и технологии. 2021;7(3):158–168. https://doi.org/10.17816/transsyst202173158-168

11. Николаев А. К., Коэйо Веласкес А. Л. Моделирование процесса разрушения стеклопластиковой трубы. Записки Горного института. 2017;223:93–98. https://doi.org/10.18454/PMI.2017.1.93

12. Пыринов Б. В., Козьмин Н. А. Сталежелезобетонный автодорожный мост с балками из металлических труб. В сб.: Совершенствование конструктивных решений пешеходных и автодорожных мостов в условиях Сибирского региона. Новосибирск: Наука; 2012. С. 101–105.

13. Zhao L., Burgueno R., La Rovere H., Seible F., Karbhari V. Preliminary evaluation of the hybrid tube bridge system. California; 2000. URL: https://trid.trb.org/View/673592

14. Иванов А. Н., Кузьменков П. Ю. Мониторинг технического состояния автодорожного моста через реку Пашенку. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2016;(2):20–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26737924.

15. Николаев А. К., Лутов В. А. Технология производства композиционных труб методом намотки для нефтегазовой отрасли. Международный научно-исследовательский журнал. 2015;(8-2):50–54. URL: https://research-journal.org/wp-content/uploads/2015/09/8-2-39.pdf#page=50.

16. Яшнов А. Н., Снежков И. И. Развитие систем диагностики и мониторинга мостов. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2020;(3):6–13. URL: https://elibrary.ru/kyabvu.


Рецензия

Для цитирования:


Пиняжин С.В. Механические характеристики композиционного материала, изготовленного методом намотки. Архитектура, строительство, транспорт. 2025;5(2):87-98. https://doi.org/10.31660/2782-232X-2025-2-87-98. EDN: ypnqzp

For citation:


Pinyazhin S.V. Mechanical characteristics of composite material manufactured by winding process. Architecture, Construction, Transport. 2025;5(2):87-98. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/2782-232X-2025-2-87-98. EDN: ypnqzp

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-232X (Print)
ISSN 2713-0770 (Online)