Preview

Архитектура, строительство, транспорт

Расширенный поиск

Эффективность архитектурно-планировочных решений инклюзивной образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра

https://doi.org/10.31660/2782-232X-2025-2-8-25

EDN: isehei

Аннотация

Формирование в школах инклюзивной образовательной среды в наше время актуально, но на практике реализуется лишь в отдельных учреждениях. В основе работы лежит изучение российских и зарубежных теоретических источников, в которых описываются требования и рекомендации, касающиеся архитектурного пространства, дизайна, функциональных связей, типологии специализированных кабинетов для обучения детей с РАС. С учетом этих требований был проведен анализ архитектурно-средовых, объемно-планировочных и функционально-технологических решений реализации инклюзивной образовательной среды, апробированных в МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие им. Нагибина М. В.» (Ростов-на-Дону). Выявлены достоинства: наличие нескольких классов, в которых могут обучаться более 40 детей; многоцелевое использование пространств; применение специализированной и типовой мебели и оборудования; использование средовых элементов для дефектологической работы в структуре кабинетов; возможность проведения инклюзивных мероприятий в общешкольных помещениях. Определены недостатки: отсутствие ряда необходимых помещений; разделение инклюзивного блока на два этажа; технологическая дисфункция классных помещений за счет снижения удельной площади; нечеткое функциональное зонирование классов. На основе изученных источников предложены более благоприятные объемно-планировочные решения: создание блока специализированных ресурсных помещений с расширенным перечнем кабинетов и помещений; расположение инклюзивного блока полностью на первом этаже; реорганизация входной группы в здание школы; установка лифта для легкого перемещения маломобильных групп населения; предложен вариант создания встроенно-пристроенного блока.

Об авторах

Е. Ю. Стрельникова
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Россия

Стрельникова Елена Юрьевна, соискатель кафедры архитектурного проектирования, 

ул. Ильинская, 65, Нижний Новгород, 603000.



О. Н. Чеберева
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Россия

Чеберева Ольга Николаевна, канд. архитектуры, доцент кафедры архитектурного проектирования,   

ул. Ильинская, 65, Нижний Новгород, 603000.



Список литературы

1. Алехина С. В. Инклюзивная образовательная среда и параметры ее оценки. В сб.: Инклюзивное образование: опыт и перспективы: Сборник научных статей международной научно-практической конференции, Ярославль, 27–29 апреля 2022 года. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. С. 17–24. https://doi.org/10.20323/978-5-00089-577-1-2022-2-3

2. Огнева М. А., Кулачковский В. Н. Модель архитектурно-пространственных принципов для обеспечения адаптации людей с аутизмом. Архитектура, строительство, транспорт. 2024;(2):6–16. https://doi.org/10.31660/2782-232X-2024-2-6-16

3. Зуйков Д. В., Насыбуллина Р. А. Особенности восприятия архитектурного пространства у людей с ограниченными возможностями здоровья. Архитектура и современные информационные технологии. 2024;(3):88–101. https://doi.org/10.24412/1998-4839-2024-3-88-101

4. Kowaltowski D. C. C. K., Gonçalves P. P., Cleveland B. Better school architecture through design patterns. Learning Environments Research. 2024;27:619–647. https://doi.org/10.1007/s10984-024-09494-0

5. Sheykhmaleki P., Yazdanfar S. A. A., Litkouhi S., Nazarian M., Price A. D. F. Prioritising public spaces architectural strategies for autistic users. Archnet-IJAR. 2021;15(3):555–570. http://dx.doi.org/10.1108/ARCH-07-2020-0142

6. Стрельникова Е. Ю. Специфика организации образовательной среды для учащихся с ментальными нарушениями. В сб.: Реабилитация жилого пространства горожанина: материалы ХIХ международной научно-практической конференции им. В. Татлина, Пенза, 17 февраля 2023 года. Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2023. С. 411–413.

7. Calle K. J. C., Almeida J. A. V. Interior design model for an inclusive classroom focused on children with autism. In: Abreu A., Carvalho J. V., Mesquita A., Sousa Pinto A., Mendonça Teixeira M. (eds.) Perspectives and Trends in Education and Technology. ICITED 2024. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 859. Cham: Springer, 2024. P. 129–144. https://doi.org/10.1007/978-3-031-78155-1_13

8. Mostafa M., Sotelo M., Honsberger T., Honsberger Ch., Brooker Lozott E., Shanok N. The impact of ASPECTSSbased design intervention in autism school design: a case study. Archnet-IJAR. 2023;18(2):318–339. https://doi.org/10.1108/arch-11-2022-0258

9. Чеберева О. Н., Стрельникова Е. Ю. Архитектурно-планировочные решения ресурсных зон в общеобразовательных учреждениях. В сб.: Актуальные проблемы строительной отрасли и образования – 2023: Сборник докладов IV Национальной научной конференции, Москва, 15 декабря 2023 года. Москва: Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 2024. С. 327–332.

10. Козорез А., Беспалова А., Гончаренко М., Калабухова А., Лебедева Е., Морозова Е. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе: практическое пособие. Москва: АНО «Ресурсный класс», 2016. 360 с.

11. Андриянова Т. С., Лапчинская И. В. Проблемы обучения детей с аутизмом в общеобразовательной школе. В сб.: Профессия, что всем дает начало: роль педагога в современном образовании: IV международная педагогическая конференция, Челябинск, 25 марта – 02 апреля 2024 года. Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2024. С. 48–50.

12. Zeidan J., Fombonne E., Scoran Ju., Ibrahim A., Durkin M. S., Saxena Sh., et al. Global prevalence of autism: A systematic review update. Autism research. 2022;15(5):778–790. https://doi.org/10.1002/aur.2696

13. Хаустов А. В., Шумских М. А. Тенденции включения детей с РАС в систему общего образования: результаты Всероссийского мониторинга. Аутизм и нарушения развития. 2023;21(3):5–17. https://doi.org/10.17759/autdd.2023210301

14. Ji B., Peng X., Hong Lu., Shimpuku Y., Teramoto Ch., Chen S. Does attending mainstream school improve the social inclusion of children on the autism spectrum and their parents? A cross-sectional study in China. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2025. https://doi.org/10.1007/s10803-025-06774-3

15. Green J., Learbitter K., Ellis C., Taylor L., Moore H. L., Carruthers S., et al. Combined social communication therapy at home and in education for young autistic children in England (PACT-G): a parallel, single-blind, randomised controlled trial. The Lancet Psychiatry. 2022;9(4):307–320. https://doi.org/10.1016/s2215-0366(22)00029-3

16. Морозов С. А., Морозова С. С., Морозова Т. И. Некоторые проблемы инклюзии при расстройствах аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития. 2020;18(1):51–61. https://doi.org/10.17759/autdd.2020180106

17. Огольцова Е. Г., Палецкая Т. В. История инклюзивной практики в странах Западной Европы. Мир науки, культуры, образования. 2022;(1):33–36. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-192-33-36

18. Мицан Е. Л., Барбина В. Д. Особенности организации инклюзивного образования в России. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2024. 55 с. ISBN 978-5-99673212-8.

19. Сальникова О. Д., Кухлеева А. В., Бородинов Г. А. Развитие навыков социального взаимодействия у детей с РАС в условиях ресурсного класса. Проблемы современного педагогического образования. 2023;(791):255–258. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54066905.


Рецензия

Для цитирования:


Стрельникова Е.Ю., Чеберева О.Н. Эффективность архитектурно-планировочных решений инклюзивной образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра. Архитектура, строительство, транспорт. 2025;5(2):8-25. https://doi.org/10.31660/2782-232X-2025-2-8-25. EDN: isehei

For citation:


Strelnikova E.Yu., Chebereva O.N. Effectiveness of architectural and planning solutions in inclusive educational environment for children with autism spectrum disorders. Architecture, Construction, Transport. 2025;5(2):8-25. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/2782-232X-2025-2-8-25. EDN: isehei

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-232X (Print)
ISSN 2713-0770 (Online)