Численная оценка устойчивости и деформативности конструкции земляного полотна методом замены слабого грунта на слабых основаниях
https://doi.org/10.31660/2782-232X-2024-3-74-85
Аннотация
Актуальным вопросом отрасли железнодорожного транспорта является повышение устойчивости и снижение деформативности конструкций земляного полотна в условиях строительства на слабых основаниях методом замены слабого грунта. В ходе исследования определялась ширина слабого грунта понизу, подлежащего замене, с учетом требований к показателям деформативности, обеспечивающим заданные геометрические параметры при устройстве земляного полотна в различных условиях грунтового основания. Численное моделирование осуществлялось на основе известных теоретических принципов и в соответствии с последовательностью этапов строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали на слабых основаниях с помощью геотехнического программного обеспечения Plaxis 2D. При рассмотрении и оценке различной толщины слоя слабого грунта, подлежащего замене, построен график зависимости деформации от главного напряжения в точке развития пластической деформации, определено значение стабильного запаса прочности. Проведенное исследование позволило предложить численный метод определения коэффициента устойчивости откосов. Анализ актуальных нормативных документов и методов расчета земляных конструкций на слабых грунтах подтвердил необходимость доработки существующих методов расчета.
Ключевые слова
Об авторах
Чунг Хиеу ЛеРоссия
Чунг Хиеу Ле, аспирант кафедры автомобильных дорог, аэродромов, оснований и фундаментов
Москва
Суан Хунг Нго
Вьетнам
Суан Хунг Нго, канд. техн. наук, преподаватель факультета гражданского строительства
Ханой
Список литературы
1. Карасева А. А., Васильева М. А. Анализ мирового опыта развития высокоскоростного железнодорожного транспорта. Молодой ученый. 2016;6:114–117. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/26636/.
2. Федоров В. П., Комаров Т. А. Анализ целесообразности строительства и эксплуатации высокоскоростных магистралей в России. В сб.: Актуальные вопросы экономики транспорта высоких скоростей: сборник научных статей национальной научно-практической конференции. Т. 2. Санкт-Петербург: Институт независимых социально-экономических исследований – оценка; 2020. С. 274–280. Режим доступа: https:// elibrary.ru/item.asp?id=44513403.
3. Колос А. Ф., Петряев А. В., Колос И. В., Говоров В. В., Шехтман Е. И. Основополагающие требования к конструкции земляного полотна высокоскоростных железнодорожных линий. Бюллетень результатов научных исследований. 2018;1:36–48. Режим доступа: https://elibrary.ru/ywedxq.
4. Горлов А. В. Инновационный подход к реконструкции земляного полотна. Мир транспорта. 2016;14(3):106–122. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2016-14-3-10
5. Цытович Н. А., Тер-Мартиросян З. Г. Основы прикладной геомеханики в строительстве. Москва: Высшая школа; 1981. 320 с.
6. Desai C. S., Lightner J. G. Mixed finite element procedure for soil-structure interaction and construction sequences. International Journal for Numerical Methods in Engineering. 1985;21(5):801–824. https://doi.org/10.1002/nme.1620210504
7. Shahraki M., Sadaghiani M. R. S., Witt K. J., Meier T. 3D Modelling of Train Induced Moving Loads on an Embankment. Plaxis Bulletin. 2014:Autumn issue. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/279484965_3D_Modelling_of_Train_Induced_Moving_Loads_on_an_Embankment.
8. Колос А. Ф., Крюковский Д. В. Особенности колебательного процесса грунтов насыпей, опирающихся на торфяное основание, при движении поездов. Известия Петербургского университета путей сообщения. 2013;2:120–126. Режим доступа: http://izvestiapgups.org/assets/files/10.20295-1815-588X-2013-2/10.20295-1815-588X-2013-2-120-126.pdf.
9. Бондаренко И. А. Предложения по оценке деформативности железнодорожного пути. Вісник Дніпропетровського національного університету залізничного транспорту ім. академіка В. Лазаряна. 2008;23:117–122. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_23497715_60994088.pdf.
10. Лебедев А. В. Анализ состояния земляного полотна. Путь и путевое хозяйство. 2017;8:8–10.
11. Шапетько К. В. Влияние неровностей продольного профиля на деформативность пути, безопасность движения и расход энергии на тягу поездов: дисс. канд. техн. наук. Москва: Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта; 2020. 185 с. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/vliyanie-nerovnostei-prodolnogo-profilya-na-deformativnost-puti-bezopasnost-dvizheniya-i-ras.
12. Коссов В. С., Краснов О. Г., Никонова Н. М. О деформативности деятельной зоны земляного полотна при воздействии состава с повышенными осевыми нагрузками. Мир транспорта. 2018;16(4):32–50. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2018-16-4-3
13. Уланов И. С., Горлов А. В. Оценка деформаций конструкции участка переходной жесткости земляного полотна и ИССО высокоскоростной магистрали. Евразийский Союз Ученых. 2019;3(60):46–55. Режим доступа: https://euroasia-science.ru/wp-content/uploads/2019/04/46-55-Teplukhin-V.G.-Shabalin-D.N.pdf.
14. Уланов И. С. Отечественные и зарубежные подходы при постановке задачи обеспечения стабильности земляного полотна на слабом основании. В сб.: Транспортное строительство. Москва: Перо; 2022. С. 328–340. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_54473708_15685098.pdf.
15. Ухов С. Б., Семенов В. В., Знаменский В. В., Тер-Мартиросян 3. Г., Чернышев С. Н. Механика грунтов, основания и фундаменты. Москва: АСВ; 1994. 566 с. Режим доступа: https://vk.com/doc284718893_560626623?hash=zAreSXjsf15pZhX4hHiGv6szPx8ELyXzg9mXS3u9wec.
16. Шапиро Д. М., Ким М. С., Ким В. Х., Агарков А. В. Решение задач механики грунтов аналитическими и численным методами. Воронеж: Воронежский государственный технический университет; 2019. 85 с. Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/epd-reader?publicationId=93288.
Рецензия
Для цитирования:
Ле Ч., Нго С. Численная оценка устойчивости и деформативности конструкции земляного полотна методом замены слабого грунта на слабых основаниях. Архитектура, строительство, транспорт. 2024;(3):74-85. https://doi.org/10.31660/2782-232X-2024-3-74-85
For citation:
Lе T., Ngo X. Numerical evaluation of stability and deformability of earth embankment structure by replacing weak soil on weak foundations. Architecture, Construction, Transport. 2024;(3):74-85. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/2782-232X-2024-3-74-85