№ 3 (2021): Архитектура, строительство, транспорт

№ 3 (2021): Архитектура, строительство, транспорт
Опубликован: 30.09.2021

Весь выпуск

Статьи

СЕМАНТИКА БИРЮЗОВОГО КУПОЛА В АРХИТЕКТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ НУР-СУЛТАНА

О. А. Иванова

В статье раскрывается семантическая роль архитектурного ландшафта столицы в процессе поиска национальной идентичности и самоопределения на примере столицы Казахстана – Нур-Султана. Определяется генезис семантического кода архитектурного элемента – бирюзового купола, анализируются особенности его работы в структуре семантического каркаса архитектурной среды Нур-Султана. Представлена авторская трактовка данного символа как явления новой казахстанской культурно-идеологической парадигмы.

6-12
79 129

ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА ГОРОДА ТЮМЕНИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА? (НА ПРИМЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА СТАНЦИИ ТЮМЕНЬ)

Е. В. Мальцева, В. Н. Кулачковский

Тюмень – исторически купеческий (торговый) город. Тем не менее, с середины XIX века благодаря развитию судоходства и судостроения возникли хорошие предпосылки к появлению совершенно разных производств. Этому способствовало и строительство железной дороги, которое имело не только важное стратегическое значение для развития города, но и обусловило появление интересного архитектурного ансамбля станции Тюмень. Многое из него уже утеряно, но что-то удалось сохранить. Об уникальной архитектуре, ценностях, которые хранят в себе эти объекты, пойдет речь в данной статье.

13-21
80 35

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ

М. Н. Перевалова, Е. Р. Трефилина

В статье на основе информационного моделирования рассмотрена одна из задач разработки автоматизированного инструмента построения расчетных схем и спецификации материалов к ним для водоснабжения и водоотведения. Описано формирование и программирование расчетного модуля устойчивого водопотребления (построение расчетной схемы в табличном виде).

22-29
68 34

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ НЕСУЩЕЙ СТЕНЫ ЖИЛОГО ЗДАНИЯ В ВИДЕ КОЛОДЦЕВОЙ КЛАДКИ ДЛЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ г. ТЮМЕНИ

Л. И. Никитина, И. Л. Полянская, Л. В. Белова

При строительстве зданий и сооружений часто используются неоднородные (в теплотехническом отношении) ограждающие конструкции. В данной статье объектом исследования стала одна из таких конструкций, а именно колодцевая кладка из кирпича с колодцами, заполненными различными материалами. Она используется в качестве наружных стен для малоэтажных жилых зданий, подсобных помещений и других сооружений. В настоящее время существует большое количество материалов как для строительства стен, так и для теплоизоляции. В связи с этим важно выбрать наиболее оптимальный (энергоэффективный) вариант колодцевой кладки, обеспечивающий сохранение тепла во внутренних помещениях здания в холодный период времени. Для расчета и анализа теплофизических свойств колодцевой кладки была использована приближенная методика К. Ф. Фокина, согласно которой выполнены теплотехнические расчеты, их целью было определение приведенного сопротивления теплопередаче. В статье представлены результаты этих расчетов, проанализированы теплофизические свойства и на основании полученных данных выбраны оптимальные варианты ограждающих конструкций в виде колодцевой кладки для климатических условий города Тюмени.

30-39
67 25

ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ

Р. В. Андронов, Е. Э. Леверенц

В статье рассматриваются вопросы и результаты применения статистического моделирования (так называемого метода Монте-Карло) – одной из разновидностей имитационного моделирования – для оценки эффективности организации дорожного движения на примере пересечения улиц Тимофея Чаркова и Верхнетарманской в городе Тюмени. Приводятся результаты моделирования по длине очереди и величине задержки для одного автомобиля для сценария уширения проезжей части пересечения и/или введения адаптивного регулирования транспортных потоков. Расчеты производились в разработанной авторами программе «SmartAdaptive+», предназначенной для технико-экономической оценки эффективности мероприятий по организации дорожного движения и применению адаптивного регулирования и мероприятий по изменению конфигурации узлов улично-дорожной сети (УДС).

40-49
54 28

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПТИМИЗАЦИИ МАРШРУТНОЙ СЕТИ РЕГИОНА

П. В. Иванова, М. В. Суханова

В статье представлен авторский подход к предпроектному анализу схем обслуживания пассажиров на автомобильном транспорте в пригородном, междугородном и международном сообщении. Исследования по направлениям и объему движения были выполнены в нескольких городах на Урале. Разработана модель движения автобусов от федеральных и региональных дорог по улично-дорожной сети города до автовокзала. Представлен алгоритм проведения исследования порядка движения автобусов с автовокзала по улично-дорожной сети крупного города. Сформулированы основные положения логистического подхода к оптимизации маршрутной сети региона.

50-59
45 24

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА НА РАСХОД ТОПЛИВА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ, ПЕРЕОБОРУДОВАННОГО ДЛЯ РАБОТЫ НА СЖИЖЕННОМ НЕФТЯНОМ ГАЗЕ

Р. О. Рехалов, Е. М. Чикишев

Ввиду стремительного роста загрязнения окружающей среды передвижными источниками, возрастает доля применения альтернативных видов топлив. На автомобильном транспорте одним из таких является сжиженный нефтяной газ. Данное исследование посвящено использованию нефтяного газа легковым автомобилем Mitsubishi Lancer Х, который эксплуатировался в ездовых условиях. При анализе предыдущих исследований были определены наиболее весомые факторы, которые влияют на изменение расхода топлив автомобилей. Было установлено, что при снижении температуры окружающего воздуха от +30 до –20 оС наблюдается увеличение расхода нефтяного газа с 11,2 до 13,6 л/100 км. Также выявлено, что при температурах воздуха от –20 оС и ниже наблюдается неустойчивая работа на газовом топливе.

60-67
56 41

ОПТИМИЗАЦИЯ СРОКОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

А. В. Базанов, Н. О. Сапоженков, Р. Б. Алыков, А. И. Кожедеров

Эксплуатация подвижного состава на автотранспортных предприятиях связана с воздействием множества факторов, учет которых позволяет определить оптимальные сроки его работы для повышения экономической эффективности транспортных процессов, что предопределяет актуальность данного исследования.
Научную новизну проведенных исследований представляют результаты статистической обработки экспериментальных данных, на основе которых установлены параметры моделей исследуемых закономерностей для различных автомобилей, а также эмпирические уравнения для прогнозирования эксплуатационных затрат на основе фактических данных.
Практическая значимость полученных результатов заключается в усовершенствовании технико-экономических методов оптимизации сроков эксплуатации подвижного состава на основе открытой информации без проведения
ресурсных испытаний и долговременных наблюдений. Это позволяет проводить оценку затрат на эксплуатацию с высокой степенью достоверности, аргументированно формировать предпочтения при выборе комплектаций и разумно определять срок эффективного использования с учетом типа используемого топлива и динамики изменения остаточной стоимости автомобилей на вторичном рынке.

68-79
52 24

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТАВКИ МЕБЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЯМ КРУПНЫХ ГОРОДОВ

Д. Е. Стивкин, А. В. Куликов

Жители больших городов дорожат своим временем, поэтому все чаще пользуются услугами интернет-магазинов. Не исключением является и приобретение мебельной продукции. В работе рассмотрен процесс составления заявок и их обработка с целью повышения эффективности функционирования автомобилей, доставляющих мебель конечному
потребителю. Разработана методика составления оптимальных маршрутов перевозки мебели. Определено влияние основных технико-эксплуатационных показателей на производительность используемых автомобилей. Установлена себестоимость перевозок мебельной продукции предлагаемыми автомобилями.

80-89
51 35

АНАЛИЗ МЕТОДИК РАСЧЕТА ЗУБЧАТЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ НА ГЛУБИННУЮ КОНТАКТНУЮ ПРОЧНОСТЬ

С. Ю. Лебедев

Зубчатые цилиндрические передачи – неотъемлемая часть конструкций транспортных и технологических машин. Для
повышения нагрузочной способности передач применяется химико-термическая обработка (ХТО) рабочих поверхностей зубьев. Передачи с ХТО необходимо проверять на глубинную контактную прочность. В статье выполнен анализ различных методик (по ГОСТ 21354-87; методики, использующей обобщенный критерий предельного состояния Лебедева-Писаренко для структурно неоднородного материала, методики из справочника по редукторам энергетических машин и других авторских методик) по расчету зубчатых цилиндрических прямозубых и косозубых
передач на глубинную контактную прочность. Представлены формулы и графики, необходимые для реализации каждой из них. Выполнено сравнение результатов расчетов по данным методикам с результатами экспериментальных исследований цементированных цилиндрических роликов на глубинные контактные разрушения.

90-97
48 34

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОБИЛЬНЫХ AGILE-РЕШЕНИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. О. Доманский, О. В. Тарханова, М. Д. Пелевин

В настоящее время для успешной реализации проектов используются различные инструменты. Эффективно планировать, оценивать, работать, осуществлять коммуникацию и принимать решения помогает набор методологий Agile, Scrum, Kanban. Современное программное обеспечение с широким спектром функционала, возможностью гибкой настройки интерфейса позволяет визуализировать ход реализации проекта, что является одной из важнейших задач. Целью работы является поиск наиболее гибкого и функционального решения для проектной деятельности малых групп. Рассмотрены различные решения, обеспечивающие эффективную совместную работу в команде. Приводятся результаты сравнительного анализа функциональных возможностей представленных на рынке Agile-инструментов. Результатом проведенной аналитической работы стал набор вариантов оптимального решения для совместной командной работы.

98-105
52 27