№ 4 (2021): Архитектура, строительство, транспорт

№ 4 (2021): Архитектура, строительство, транспорт
Опубликован: 22.12.2021

Весь выпуск

Статьи

АРХИТЕКТУРА ЖИЛЫХ ДОМОВ С АДМИНИСТРАТИВНОЙ ФУНКЦИЕЙ В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ

Т. В. Москалева, Е. И. Волынец, А. Б. Храмцов

В работе рассматриваются жилые дома с административной функцией (конторской, торговой, банковской и другими) конца XIX – начала XX века в городе Тюмени. Анализируются планировочные решения и архитектурно-декоративные детали данных объектов исторической застройки города. Установлено, что такие жилые дома преимущественно строились двухэтажными (первый этаж для работы, второй для проживания владельца), из кирпича и камня, а в оформлении фасадов имелись общие характерные черты: симметричный парадный фасад, геометричный аттик на центральной оси парадного фасада, а также широкий пояс, разделяющий этажи. Большинство таких объектов сохранились до наших дней, однако изначальную административную функцию утратили.

6-16
48 28

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСОТНОГО ДЕРЕВЯННОГО ДОМОСТРОЕНИЯ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

И. В. Есауленко

Строительные материалы на основе древесины отвечают основным требованиям экологически чистого строительства, которое в современном мире приобретает все большую актуальность. Однако до недавнего времени их мало применяли в высотном строительстве в России. Прорывной в данном аспекте стала технология CLT, которая хорошо зарекомендовала себя в таких странах, как Швейцария, Норвегия, США и других. В России она пока не нашла широкого применения, и CLT-панели востребованы лишь на рынке индивидуального жилищного строительства. Тем не менее, учет позитивного зарубежного опыта может послужить примером и стать стимулом для более активного внедрения
современных экологичных материалов и технологий в России. Статья посвящена исследованию возможностей высотного деревянного домостроения в России на основе мировой практики.

17-25
51 38

К ОБОСНОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ СТАНЦИЙ ВОДООЧИСТКИ СЕВЕРНОЙ ЗОНЫ ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА

А. Г. Жулин, О. В. Сидоренко, Л. В. Белова, М. М. Валова

Характерными особенностями качественного состава природной воды Северной зоны Тюменской области независимо от времени года являются: малое содержание солей – менее 200 мг/дм3 и взвешенных веществ – 2–30 мг/дм3, содержание железа на уровне 0,1–5,5 мг/дм3, высокая цветность – 40–130 град ПКШ. При устранении цветности и комплексно-связанного железа из природной воды наибольшие затруднения сопряжены с низким солесодержанием и малыми значениями взвеси, что предопределяет несколько иной подход к выбору технологической схемы обработки воды, чем тот, который предлагают нормативные положения. По результатам исследований предложены варианты технологических схем обработки природной воды северных рек.

26-33
48 16

РАСЧЕТ КОНСОЛИДАЦИИ ГРУНТОВ С УЧЕТОМ ВСЕХ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ДАННЫЙ ПРОЦЕСС

В. Д. Гейдт, Л. В. Гейдт, А. В. Гейдт

Поиск способов ускорения подготовки оснований на водонасыщенных заторфованных территориях является актуальной задачей и требует дальнейшего научного изучения. Проведенные исследования позволили установить, что вибровоздействие может быть эффективным средством ускорения консолидации водонасыщенных грунтов оснований. По результатам теоретических и экспериментальных исследований был разработан метод численного решения задачи.

34-43
43 18

МОДЕЛИРОВАНИЕ И УЧЕТ ЗОН УПРОЧНЕНИЯ СТАЛЬНЫХ ТОНКОСТЕННЫХ ПРОФИЛЕЙ В ПК ANSYS

Н. Д. Корсун, Д. А. Простакишина

В статье описан процесс и отражены результаты моделирования стального тонкостенного сигма-профиля, работающего в условиях осевого сжатия в ПК ANSYS. Моделирование выполнено с учетом зон упрочнения стали по сечению профиля. Приведен анализ полученных результатов, выполнено их сравнение с результатами, полученными в ПК STARK.

44-51
52 23

К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕФЕКТОВ В КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ СООРУЖЕНИЙ

А. В. Квитко, В. А. Шендрик

Рассмотрены основные причины образования дефектов в конструктивных элементах сооружений. Показана их роль и влияние на нормальное выполнение сооружением своего функционального назначения. Раскрыта закономерность образования дефектов, вызванных отступлением от проектной документации и нарушением технологических процессов. Представлены мероприятия по устранению конкретных дефектов, требующие значительного увеличения трудовых и материальных затрат.

52-59
44 17

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ СПУТНИКОВОМ ЗОНДИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ НА УЛИЦАХ С НЕРЕГУЛЯРНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

А. А. Тестешев, Т. Г. Бабич

В статье рассмотрены проблемы определения интенсивности транспортных потоков на улицах и дорогах с нерегулярным трафиком для целей проектирования, капитального ремонта, реконструкции и организации движения. Невозможность применения существующих методов зондирования на децентрализованных транспортных объектах и алгоритмов дешифровки материалов удаленного спутникового наблюдения предопределила необходимость разработки математической модели в рамках многофакторного прогнозирования. При изучении значимых факторов было исследовано влияние изменчивости плотности проживания жителей и вместимости общеобразовательных сооружений. Получены идентификационные признаки общеобразовательных учреждений, используемые при интерпретации спутниковых снимков. Разработаны полиномиальные зависимости интенсивности движения от указанных характеристик. Выполненная корреляционная оценка позволяет судить о высокой степени достоверности результатов аналитического определения интенсивности на улицах с нерегулярным движением транспорта.

60-66
49 20

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ЕЗДОВЫХ ЦИКЛОВ АВТОМОБИЛЕЙ

А. В. Маняшин

Ездовые циклы, представляющие, как правило, зависимость скорости от текущего времени, широко используются для оценки эксплуатационных характеристик автомобильного транспорта, в частности, топливной экономичности вновь выпускаемых и уже эксплуатируемых автомобилей, а также их экологичности. Расход топлива в городском и смешанном циклах является важнейшей характеристикой автомобиля. Этот показатель дает объективную оценку экономичности транспортного средства, но при условии, что применяемый при его определении эталонный цикл соответствует реальным условиям эксплуатации. В статье рассмотрена проблема установления характеристик типичного ездового цикла на основе реальных скоростных профилей автомобилей, полученных в результате ГНСС-мониторинга.

67-73
45 20

ВЛИЯНИЕ НАРАБОТОК НА ОТКАЗ НА ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОТКАЗНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАНСМИССИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

А. В. Сарбей, Н. С. Захаров

Надежность автомобильного транспорта является одним из основных факторов, влияющих на производительность эксплуатационных задач и выполнение специальных работ любого автотранспортного предприятия. Эффективность выполнения задач напрямую зависит от бесперебойной работы транспортных средств на месте выполнения операции.
В исследовательской работе проведен сбор данных наработок на отказ специальных грузовых автомобилей Урал 4320 по шести элементам трансмиссии: коробкам передач, раздаточным коробкам передач, сцеплениям, карданным валам, передним и задним мостам. Определены численные значения основных показателей безотказности и получены их функциональные зависимости по наработке на отказ. По графическому изображению функциональных зависимостей и
коэффициентам вариации определен закон распределения случайных величин.

74-82
30 21

УЛУЧШЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ГРМ ТЕПЛОВЫХ ДВС

А. С. Лоренц

Снижение теплонагруженности клапанного механизма системы газораспределения является актуальной задачей. Это обусловлено необходимостью уменьшения рисков деформации рабочей поверхности тарелки клапана и, как следствие, увеличения ресурса газораспределительного механизма. В работе предложена конструкция клапанного
механизма с возможностью подвода охлаждающего агента в камеру сгорания через полость клапана. Данные предварительного исследования показали эффективность подачи охлаждающего агента. При сравнении температурных показателей в исследуемых контрольных точках было выявлено снижение температуры клапана на 0,72–25 %.

83-89
43 15