СТРОЙКИ БЕЗ СТРОИТЕЛЕЙ? ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА КАДРОВЫЙ ВОПРОС

2021-05-11 И. А. Спиридонов, президент Союза строителей Тюменской области
Ключевое слово:

Пришло то время, когда количество и качество кадров стало самой большой проблемой строительных компаний, а значит, появилась надежда, что на реальную подготовку специалистов, да и на репутацию самой отрасли обратят внимание ее руководители, а также руководители строительных организаций и ректоры профильных вузов.
В Россию, по данным МВД, из-за пандемии не вернулось 1,5 млн мигрантов, работавших на наших стройках. Наибольший отток кадров отмечен среди разнорабочих, штукатуров, каменщиков и бетонщиков. Решение данного вопроса очевидно – нужно открыть границы со странами и наладить въезд мигрантов-строителей. Минстрой договорился с Минтрудом, МВД и Роспотребнадзором о завозе рабочей силы из Узбекистана, Таджикистана, Украины. Решено упростить въезд в страну для гастрабайтеров и передать их на поруки строительным компаниям, которые, в свою очередь, должны устроить рабочих, заключить с ними трудовой договор, предоставить место для проживания.
Вынужденное сокращение числа мигрантов поставило руководителей строительных компаний
перед крайне неприятным фактом: россиянам их стройки и их зарплаты совершенно неинтересны.
Уверенность в том, что иностранные рабочие заняли все вакансии и вытеснили трудолюбивый русский народ со строительных площадок, оказалась лишь мифом – люди предпочитают идти на биржу труда, а не на курсы каменщика или сварщика, и даже повысившаяся вдвое зарплата их не привлекает. Причина – тяжелый труд, мало изменившийся с прошлого века и крайне низкий социальный статус профессии. Очевидно, что люди ищут места с более цивилизованными условиями труда.
Самые востребованные вакансии в регионе – их почти четверть – специалисты по продажам.
Соискателей на данную должность – всего 14 %. Сложнее ситуация в строительной отрасли. На 18 % вакансий – всего 6 % соискателей. Еще один интересный факт – строительство по производительности труда, по расчету выработки на 1 человека в месяц, находится на самом последнем месте среди других отраслей экономики.
Как видим, дело не в занятых рабочих местах, а в нежелании работать на стройке в принципе. Видимо, нужно возвращаться к истокам и доказывать молодежи, что строитель – это звучит гордо,
и, конечно, денежно. Вот почему Союз строителей Тюменской области совместно с Тюменским
индустриальным университетом в октябре 2020 года на площадке строительного института открыли выставочную экспозицию, посвященную развитию строительного комплекса Тюменской
области. Одна из задач музея – проведение различных профориентационных мероприятий для школьников и студентов. Это важно, так как кадры нужно растить со школьной скамьи. Мы надеемся, что экспозиция музея и грамотно проведенные экскурсии смогут заразить школьников и
студентов строительной романтикой, и кто-то из ребят обязательно захочет связать свою судьбу со строительной отраслью. В планах – пополнение музея новыми современными и интересными экспонатами. Для этого при Союзе строителей образован комитет по созданию музея истории строительной отрасли региона, который возглавляет директор представительства АО «ТСМ» в Тюмени В. Н. Кузнецов.
Можно еще предложить ряд мер, которые могли бы направить молодежь в строительные вузы и колледжи. Например, принимать туда в приоритетном порядке победителей отраслевых конкурсов. Однако как бы ни были хороши и полезны конкурсы, только их проведением обеспечить стройки кадрами не получится, и – самое главное! – невозможно понять всю глубину этой проблемы, поскольку достоверной статистики по кадровому составу строительной отрасли, просто не существует. С погрешностью до нескольких десятков тысяч, конечно, можно посчитать, сколько людей занято в строительстве и смежных отраслях в России (это около 6 млн человек), какова их средняя зарплата (она равна 42 тыс. рублей), можно даже узнать, сколько несчастных случаев происходит на стройках (почти 1500 за год). Такой же учет мы ведем среди компаний, входящих в Союз строителей Тюменской области. Так, например, по итогам прошлого года эти данные составляли 21,5 тыс. человек, 51 тыс. рублей и 31 несчастный случай соответственно.
Однако нигде нет информации, сколько на объектах работает каменщиков, бетонщиков и прочих рабочих, какое у них образование и каков их профессиональный уровень. Такими данными не располагает ни Росстат, ни Департамент по труду и занятости населения, ни Главное управление строительства Тюменской области. А значит, неясно, сколько и каких рабочих нужно готовить в тех же колледжах и институтах. У нас и программы развития строительной отрасли Тюменской области на перспективу нет. Имеется стратегия социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года, утвержденная год назад, в которой 210 листов и всего четыре абзаца, посвященных строительству и сфере ЖКХ. Однако оглянемся назад. В 2004 году было подписано постановление Администрации Тюменской области «Об организации предоставления начального профессионального и среднего профессионального образования в Тюменской области» для определения объектов и структуры государственных заказов на подготовку рабочих
и специалистов образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования Тюменской области. Начиная с 2005-го по 2015 год Департамент труда и занятости населения привлекал Союз строителей с целью определения объема и структуры госзакупок на подготовку рабочих кадров и специалистов, востребованных региональным рынком труда. Мы на каждую специальность из 46 знали потребность. Впоследствии нас почему-то перестали привлекать к составлению прогноза по количеству рабочих.
В 2010-м рабочей группой, состоящей из специалистов государственного и нефтегазового (ныне – индустриального) университетов была разработана Концепция развития профессионального образования Тюменской области до 2020 года, которая была одобрена Советом ректоров вузов Тюменской области.
Кстати, если говорить о наших выпускниках строительных специальностей, то каждый год учебные заведения выпускают порядка 1,5 тыс. специалистов (это 3 % от занятых в отрасли, каковых 50 тыс. человек). Сколько из них доходит до стройки, неизвестно. Одних призывают в армию, другие продолжают учиться, а третьи и вовсе уходят из профессии, не найдя себе место по специальности. Между тем ежегодно из отрасли, по нашим данным, выбывает порядка 37,5 тыс.
человек, т. е. в 25 раз больше. В масштабах страны, по данным Минстроя РФ, до стройки доходит не более 25 % выпускников. Поэтому, чтобы решить эту острую проблему, нужно в первую очередь руководителям отрасли и строительных организаций посмотреть на себя со стороны и понять, почему эта профессия стала настолько непрестижной.
Еще одна проблема касается подготовки инженерных кадров. Болонская система, и мы не раз об этом говорили, не позволяет подготовить грамотных специалистов. Через четыре года из вузов выходят недоинженеры, которых нужно всему учить. Почему такая колоссальная разница между четырьмя и пятью годами обучения, остается загадкой. Дело, видимо, в образовательных программах, а не в количестве учебных часов. Тогда строительной отрасли необходимо обозначить конкретные требования к уровню подготовки выпускаемых учебными заведениями специалистов. Отраслевая наука, дипломы, диссертации должны быть реальными и нужными. Да и с профессиональным уровнем инженерного состава, который работает много лет на стройках, тоже далеко не все в порядке. Надо прямо сказать, что повышение квалификации последние 20 лет больше похоже на массовую покупку «корочек на предъявителя».
Внутренние требования к специалистам выдвигают лишь немногие строительные компании, среди них – АО «Мострострой-11», Тюменская домостроительная компания, Завод «ЖБИ-3», Винзилинский завод керамзитового гравия. На большинстве же строек работают инженеры среднего звена, которые не могут подтвердить соответствие своих знаний реалиям сегодняшнего времени.
То же самое относится и к проектно-изыскательским организациям. Как отметил на последнем Совете Российского союза строителей президент НОПРИЗ М. М. Посохин, часто даже нельзя установить, кто проектировал объект и есть ли у этого проектировщика соответствующее образование.
Все профессиональное сообщество, Российский союз строителей, НОСТРОЙ и НОПРИЗ видят необходимость во введении независимой оценки квалификаций – сначала специалистов, внесенных в Национальный реестр и отвечающих за организацию строительства, а затем и всех остальных инженеров и рабочих. Без этой меры поднять уровень профессиональной подготовки строителей они считают невозможным. Соответствующий законопроект уже внесен на
рассмотрение в Государственную думу и планируется к принятию уже в весеннюю сессию. Вопрос в том, сумеет ли отрасль наладить не только процесс независимой оценки квалификаций, но и реальную подготовку строителей для прохождения этого экзамена. Потянут ли такую финансовую нагрузку строительные компании? 
Стоимость оценки квалификации одного специалиста варьируется в среднем по России от 15 до 23 тыс. рублей. В масштабах России это миллиарды рублей, которые затем лягут в стоимость строительства. Надо отметить, что в Минфине и Минэкономразвития к кадровой проблеме в строительстве относятся весьма прохладно и считают, что работодатели сами должны готовить себе кадры. Они уверены, что государство не должно обеспечивать стройку специалистами и решать проблемы бизнеса.
Российский союз строителей считает, что систему образования рабочих кадров в стране надо модернизировать и выводить ее на современный уровень, и бизнес в этом должен принимать самое активное участие. На государство кивать нечего – кадровые проблемы строители должны решать сами наравне с вопросами организации труда, техники безопасности и производительности труда.
Но вернемся к проблеме, которую мы обозначили в начале статьи. С целью недопустимости зависимости страны от иностранной рабочей силы в Совете Федерации считают необходимым
включение в приоритетные задачи сферы образования проведение ревизии востребованных специальностей, а также подготовку необходимых кадров. Это, по мнению сенаторов, поможет
не только оперативно заменить иностранные кадры, но и обеспечить гарантированной работой
россиян, а значит, сократить уровень безработицы и количество малоимущих, которые находятся в указанной группе из-за отсутствия работы и необходимого опыта, возраста.
Есть, конечно, у отрасли кадровые резервы – это молодые студенческие отряды. Мы стараемся им помогать, оказываем содействие в вопросе трудоустройства в тюменских строительных организациях. Председатель правления Тюменского регионального отделения МООО «Российские Студенческие Отряды» А. В. Заболотских – заместитель председателя Комитета по молодежной политике и студенческим строительным отрядам Российского Союза строителей, председателем
такого же комитета, но при Союзе строителей Тюменской области является В. Н. Калинин. Они курируют стройотрядовское движение. Конечно, в 2020 году востребованность в студентах на стройке упала, но впереди новый сезон, и есть надежда, что молодежь сможет принять участие в возведении строительных объектов в регионе.
Однако и здесь не все просто. Поскольку стройки больше не нуждаются просто в разнорабочих, студентам приходится за свои деньги учиться основам строительных специальностей, и помощь со стороны государства по бесплатному обучению таких студентов, конечно, нужна. Кроме того, стройотрядовскому движению нужно искать новые точки приложения сил, например, формировать «цифровые стройотряды» и работать в строительных компаниях с BIM-моделями, продвигать технологии информационного моделирования. Представляется, что это начинание будет интересным для создателей национального объединения организаций в области информационного моделирования, одна из главных задач которого – подготовка цифровых кадров.